Тюменская прокуратура вынесла предупреждение местному журналу National Business. В своем апрельском номере издание опубликовало выдержки из книги Адольфа Гитлера «Mein kampf». Рассматривается вопрос о привлечении виновных к уголовной ответственности по статье 282 УК РФ («возбуждение ненависти либо вражды»).
Не думаю, что возбуждение уголовного дела в данном случае станет верным решением. Редакция National Business признала свою ошибку, а журнал не производит впечатление неонацистского листка. Видимо, речь все-таки идет о легкомысленности на грани фола или о простом незнании российских законов. Законов, между прочим, напрямую связанных со сферами масс-медиа, печати, издательской деятельности. В частности, в федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» к экстремистским материалам отнесены труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии и фашистской партии Италии. Об это не мешало бы помнить. Или хотя бы, решаясь на публикацию отрывков из «Mein kampf», испытывать нечто вроде сомнения и не лениться уточнить: все ли в порядке?
В целом же стоит признать, что урон, нанесенный апрельским номером National Business общественному благополучию, спокойствию и безопасности, просто мизерный. Все, кому хотелось прочитать «Mein kampf», успели сделать это в 90-е. Или в начале «нулевых». Насколько мне известно, в России книга Гитлера издавалась трижды, начиная с 1992 года.
Что же касается «группы риска», то есть подростков и студентов, то они не читают National Business. Это поколение Интернета, а найти текст «Mein kampf» в глобальной Сети – плевое дело. Я набрал комбинацию из двух заветных слов в поисковиках «Яндекс» и «Google», и на меня вывалилась целая подборка заманчивых предложений: Гитлер по-русски, Гитлер по-английски, «Mein kampf» с комментариями историков, «Mein kampf» без комментариев. Что называется, все «Майн кампфы» хороши, выбирай на вкус. Нигде вы не найдете оговорок и грозных надписей вроде «УК предупреждает!»
Не секрет, что именно в Рунете живет, растет, ширится и процветает неонацистская субкультура. Большинство юных (и не очень) неонацистов, пишущих на сайтах «по интересам», выступающих в блогосфере, а также на футбольных и музыкальных форумах, знакомы с «Mein kampf». Эффективность такого рода книг как раз и заключается в том, что они предлагают неокрепшему уму понятный язык осмысления окружающей действительности. Простую картину мира, выкрашенного в черные и белые тона. Примитивные – и оттого кажущиеся истиной – причинно-следственные связи.
Как с этим бороться? Запретом, палкой и тюрьмой или все-таки переубеждением? В конце концов, за решетку можно посадить фашиста, двух фашистов, десяток фашистов, но не фашизм как таковой.
Далеко не все фашиствующие юнцы податливы на педагогику, восприимчивы к контраргументам. Это не значит, что их не нужно убеждать и переубеждать. В конце концов, большая часть дискуссий с неонацистами сегодня происходит в пространстве Интернета. И переубеждение – всего лишь риторический формат дискуссии, которую читают десятки, а то и сотни «юзеров». Они как раз оценивают аргументы – их и ваши. Если ваши аргументы выглядят убедительнее, фашизм не пройдет. Не пройдет дальше. Но для этого нужно понимать язык, с носителем которого вы спорите. Нужно знать те книжки, которые он читает, и не делать вид, что этих книжек нет, раз их запрещает закон.
Я не сторонник того, чтобы на книжных прилавках красовались томики «Mein kampf» в суперобложках, а фюрер смотрел с них на нас и молчаливо вопрошал: «А ты уже прочитал плоды моих досужих размышлений?» И в то же время я хорошо понимаю, что запрет на публикацию трудов идеологов фашизма и национал-социализма (провожу это разграничение специально для придир и любителей казуистики) действует в стране, где неонацизм стал реальностью. Страшной, опасной, угрожающей. Я понимаю, что поздно пить боржом, когда почки отвалились. Поздно тянуться за марлевой повязкой, когда температура под сорок.
Самое главное – не бежать от реальности. Признать, что фашизм, к сожалению, стал частью нашей действительности. Значит, бороться нужно уже не с «Mein kampf». Нужно создавать альтернативу тем, кто читал «Mein kampf» и несет его дальше, в массы, как олимпийский факел, на словах и в поступках.