Хавьер Солана, курирующий в ЕС вопросы внешней политики и безопасности, заявил, что Евросоюз может последовать примеру США в восстановлении связей с Россией. По словам Соланы, которые приводит Associated Press, сотрудничество Евросоюза с Россией «значительно улучшилось» с тех пор, как Барак Обама занял пост президента Соединенных Штатов. В этих словах много обнадеживающего. Но и лишнего, на мой взгляд, в них немало.
В частности, излишне упоминание о примере Соединенных Штатов и президента Обамы. Необходимость сотрудничества между Евросоюзом и нашей страной настолько очевидна, что ЕС совершенно не нужно опираться в этом деле на чьи-либо примеры, будь то США, Китай, Индия или арабский мир. И ладно бы Евросоюз действительно был организацией бездумной, безвольной и безынициативной. Но ведь это не так, достаточно вспомнить хотя бы августовскую войну в Южной Осетии, когда ЕС во главе с президентом Франции Николя Саркози занял вполне самостоятельную взвешенную позицию и заработал на этом политические очки. Да и на недавнем лондонском саммите все тот же Саркози на пару с Меркель были не согласны с экономическими планами Барака Обамы. Солана (пусть случайно и из добрых побуждений) намекнул на обстоятельства, по большому счету, имеющие место разве что в политике отдельных членов ЕС, но никак не всей организации.
Мир восхищен Бараком Обамой, но при этом забывает, что темнокожий сенатор из Мичигана баллотировался на пост президента пусть большой и грозной, но все-таки одной страны, а не всего земного шара. Обама – американский политик, и за него голосовали (и будут голосовать через 4 года) американские избиратели. Его избрание для США, безусловно, стало эпохальным событием. Конечно, американцы теоретически могут делить историю своей страны на эпохи «до Обамы» и «со дня инаугурации Обамы». Но это не значит, что точно так же должен поступать весь мир – и Европейский Союз в частности.
Американский президент сейчас, безусловно, популярен, его фигура как будто заслонила собой репутацию США, большинство его шагов как будто существуют вне контекста американской политики. С точки зрения общественного мнения, пиара заявлять о «следовании примеру Обамы» довольно выигрышно. Столь же выигрышной стратегией в предыдущие годы могло выступать несогласие с политикой Джорджа Буша. Однако подобные стратегии опасны, так как вызывают привыкание и требуют некого постоянства, а оно может идти вразрез с прагматикой.
В ходе избирательной кампании нынешний американский президент неоднократно останавливался на двух существенных моментах внешней политики. Во-первых, он указывал на необходимость равноправного диалога с Европой, уважения к ее позиции. Во-вторых, он выступал за улучшение имиджа США в мире. Задачи верные. Но, кажется, при решении первой задачи вторая может оказаться лишней. Улучшая свой имидж, США тем самым сближают позицию Европы со своей собственной.
Годы президентства Джорджа Буша позволили единой Европе заявить о себе как о вполне оформленной и самостоятельной силе на международной арене. Президентство Барака Обамы, как это ни парадоксально, может свести эти старания ЕС на нет.