Французский министр иностранных дел Бернар Кушнер раскритиковал бойкот женевской Конференции по борьбе с расизмом со стороны США, сообщает Reuters. «Это парадоксально, - заявил Кушнер радио Europe 1. – Они не хотят слушать Иран в Женеве, но при этом намерены вести с ним переговоры». Как известно, 20 апреля президент Ирана Махмуд Ахмадинежад с трибуны конференции обличал сионистов, а ряд стран (в том числе США, Израиль и Германия), заранее предугадав такое развитие событий, приняли решение не направлять свои делегации в Швейцарию. Французская делегация, покинув зал во время речи Ахмадинежада, тем не менее, осталась на форуме и приняла участие в работе над проектом итоговой декларации.
Мне кажется, что господин Кушнер прав, причем его правота гораздо шире приведенного им частного парадокса. Со стороны Барака Обамы было бы вполне естественным шагом появиться на международной конференции по борьбе с расизмом, и он упустил исторический шанс, поступив иначе. Сам факт выступления первого афроамериканца-президента США═на подобном форуме дал бы его стране имиджевые очки. При грамотной подаче Обама стал бы символом конференции, задвинув Ахмадинежада в пыльный угол, откуда человеческая память редко извлекает фигуры и речи. Обама предстал бы живым воплощением того прогресса, которого в деле борьбы с расизмом добилась отдельно взятая страна, где еще несколько лет назад по улицам разъезжали автобусы со специальными сидениями для чернокожих.
В мире термин «расизм» (racism) трактуют расширительно. Под «расизмом» понимается чуть ли не любая разновидность дискриминации, будь то дискриминация по признаку расы, этноса, пола, социальной принадлежности или сексуальной ориентации. Расизм в «классической» форме, с рассуждениями о чьей-то неполноценности и измерением черепов, уже давно превратился в моветон, удел маргиналов-неонацистов. Зато дискриминация как таковая подчас становится основой политики правящих элит в самых разных странах. Нужно понимать, что на форумах, посвященных проблеме расизма, некоторые государственные деятели, по сути, обсуждают меры борьбы с┘ самими собой. Дискриминация и ненависть к Другому в мире существуют благодаря их поддержке или попустительству. Именно так и именно с такими участниками форумы вроде нынешнего женевского будут проходить и впредь. Свой Ахмадинежад всегда сыщется. Важно, чтобы ему сыскалась и альтернатива.
США, Израилю и другим странам ни к чему было вступать с Ахмадинежадом в прямую полемику и комментировать его тезисы; вполне очевидно, что иранский президент готовится к выборам и намерен использовать любую трибуну в узких политических целях. При этом нет ничего инфернального в том, что с трибуны ООН кто-то высказывается в ключе, далеком от толерантности. В конце концов, для чего проводятся конференции по борьбе с расизмом? Если для того, чтобы эффективно противостоять дискриминации, то бежать от реальных проблем опасно; нужно видеть мир во всей его красе, в лице его избранных лидеров и вождей с их далекими от идеальной модели, порой радикальными взглядами. Если же подобные форумы организуются для создания атмосферы жуткой деятельности или для улучшения чьего-либо имиджа, то необходимость в них отсутствует. Жаль денег.
Существуют две стратегии поведения в ситуации, когда хулиганы прогоняют вас с футбольной площадки во дворе. Можно утереть сопли и приискать себе другое место для игры. А можно собраться и накостылять хулиганам. США и Израиль в случае с женевским форумам избрали первый путь. Тем самым они подыграли хулиганам и способствовали дискредитации самой конференции.