В Тбилиси был задержан, передан швейцарскому посольству и выслан в Ереван активист движения «Наши» Александр Кузнецов. Он является одним из организаторов акции «Одеяло мира» - автопробега «Москва – Цхинвал – Тбилиси», призванного продемонстрировать, что режим Саакашвили не смог разобщить русских, осетин и грузин. Грузинское ТВ показало видеосюжет, в котором Кузнецов утверждает, что в ходе автопробега готовилась провокация (впоследствии в интервью «Интерфаксу» он заявил, что сделал это под давлением). Руководство Грузии считает неслучайным совпадение автопробега с акцией оппозиции. В свою очередь оппозиционеры заявляют, что «Наши» играют на руку Саакашвили, а Россию призывают не вмешиваться во внутренние дела Грузии.
Представим себе, что в Грузии существует молодежное движение, поддерживающее Михаила Саакашвили – и поддерживаемое его администрацией. И вот активисты этого движения решили организовать автопробег «Тбилиси – Москва», привезти в российскую столицу одеяло или трубку мира, закопать в Парке Горького топор войны и заявить тем самым, что Медведев и Путин хотели поссорить русский и грузинский народы, но им это не удалось. Как бы отнеслись к этому российские власти? У меня нет никаких сомнений в том, что акция была бы сорвана, а чиновники, политики и федеральные СМИ объявили бы грузинских активистов «провокаторами», а их российских единомышленников – «оранжистами». Стоит ли удивляться тому, что и у «Наших» в Грузии получилось то, что получилось?
Среди «Наших» нет ни Махатмы Ганди, ни Льва Толстого, ни Франциска Ассизского. Репутация агрессивного прокремлевского движения летит впереди них, опережая автопробег. 13 апреля «Наши» провели акцию у грузинского посольства в Москве, «скидывались» Саакашвили на билет до Вашингтона, собирали ему багаж: чемодан, галстук, игрушечных солдатиков. Комиссар движения Мария Дрокова заявила при этом: «Мы призываем грузинский народ довести дело до конца и остановить правление Саакашвили, которое не привело ни к чему хорошему ни для России, ни для Грузии. Антироссийская риторика Саакашвили создавала препятствия в отношениях наших стран, поэтому мы поддерживаем решение грузинского народа и сделаем все возможное, чтобы возобновить конструктивные и дружеские отношения между нашими странами».
В такой ситуации были ли у грузинской стороны основания подозревать «Наших» в провокации? В том, что автопробег приурочен к акции оппозиции в Тбилиси? Был ли повод обвинить Россию во вмешательстве во внутренние дела Грузии? Был. Сложив «два» и «два», грузинская сторона получила вполне себе твердую «четверку». Мне, к примеру, действия «Наших» тоже кажутся провокационными.
Конечно, обвинения в том, что автопробег и «одеяло мира» - провокация, которая впоследствии могла быть использована для российской военной авантюры (слова министра Ники Руруа), попахивают паранойей. Однако и в российских СМИ в последнее время приходилось читать и слушать о том, что Саакашвили может организовать «новую военную провокацию», чтобы отвлечь народ от собственной некомпетентности. Россия и Грузия, сцепившись, действуют симметрично.
Задержанный в Грузии активист «Наших» Александр Кузнецов заявляет, что признания о готовящейся провокации он сделал «под физическим давлением и опасностью для своей личной жизни». Допустим в порядке интеллектуального эксперимента, что это действительно так. И что же, хотелось бы спросить активистов «Наших», для вас это стало откровением? Неожиданностью? Разве вы прежде ничего не слушали о методах грузинских спецслужб и правоохранительных органов? А как же казус сержанта Глухова, умученного в грузинских застенках? Два вывода: либо «Наши» действительно не в курсе (что маловероятно), либо в курсе, но прекрасно понимают, что все это – часть информационной войны. В таком случае, заявления Кузнецова о давлении теряют вес.
Информационная война между Грузией и Россией, конечно, ведется. Случай с автопробегом «Наших» и Кузнецовым лишний раз показывает, что с августа 2008 года Россия так и не научилась успешно эту войну вести. Грузинская сторона использует любой полушанс, делает из него медиапродукт с расчетом на внешний «рынок». Российская сторона по-прежнему ориентируется на внутреннего потребителя. Поэтому неизбежно проигрывает. Мало кто за пределами России (и немногих дружественных образований) поверит в то, что движение «Наши» преследовало в Грузии «мирные цели», что автопробег - стихийная акция энтузиастов российско-грузинской дружбы. Нашли, кому поручить, хотелось бы сказать...