Пост и Страстная неделя благотворно повлияли на христианскую сознательность питерских «топ-лиц». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, например, призвал певицу Мадонну обойтись без богохульств во время концерта на Дворцовой площади, где «стоит ангел с крестом». В свою очередь, депутаты городского закса обратились 15 апреля к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой закрепить за Пасхой статус государственного праздника. Ранее закс сделал Пасху официальным городским праздником.
Желание православных придать особый статус своим праздникам вполне понятен. Да и сам текст обращения, в общем, составлен вполне грамотно и логично. Другое дело, что аргументы питерских депутатов не представляются убедительными, а сама инициатива – нужной и актуальной.
Установление нового государственного праздника, в принципе, должно нечто символизировать. Что будет символизировать новый статус Пасхи? Питерские депутаты упоминают «возрождение народного духа, благочестивого и праведного». Однако не совсем ясно, о каком именно возрождении идет речь. Если о возрождении духовности как о некой данности, о чем-то, уже произошедшем, состоявшемся, то это спекуляции и попытка выдать желаемое за действительное. То, что понимается в подобных случаях под «возрожденной духовностью», является исторически конкретной культурной матрицей. Однако российское общество уже не то, что было до 1917 года. Более того, оно уже никогда не будет таким. Можно печалиться по этому поводу, можно радоваться, но налицо медицинский факт. Отката к нормам и ценностям столетней давности не будет.
Если под возрождением духовности понимать некий вектор движения, то возникает вопрос: а насколько желателен для современной России такой вектор? Насколько желателен – или даже спасителен – для нее консерватизм, который свою анахроничность выдает за вечность? Россия уже двигалась к светлому мифологизированному будущему. Теперь нам предлагают двигаться к столь же светлому и столь же мифологизированному прошлому, когда трава была зеленее, солнце ярче, а молодежь нравственнее. Не пора ли остановиться и заняться «светлым настоящим»?
Депутаты закса Санкт-Петербурга ссылаются на европейский опыт. Позволю себе развернутую цитату: «Во многих светских государствах Европы Пасха признана государственным праздником. Это свидетельствует о признании христианских ценностей, которые были базовыми для формирования европейской государственности». Каким образом и какие именно христианские ценности повлияли на формирование европейской государственности – отдельные вопросы, на которые, боюсь, даже питерские депутаты не смогли бы дать развернутый и удовлетворительный ответ. Но это частности. Важно другое.
Во-первых, европейское общество переживало и по-прежнему переживает плавную секуляризацию. Российское общество в XX веке было подвержено секуляризации резкой, тотальной и принудительной. Ее методы достойны сожаления и осуждения. И, тем не менее, они дали свои плоды. Это факт, который нельзя отменить. Если бы наше общество секуляризировалось на европейский манер, Пасха была бы выделена красным цветом в календаре и вместе с другими христианскими праздниками обрастала бы новыми, вполне светскими смыслами. Этого не случилось, и российскому обществу ни к чему притворяться тем, чем оно не является, и навешивать на себя утратившие смысл и контекст символы. Вполне достаточно того, что православные пользуются всеми правами и свободами, в стране восстанавливаются и строятся храмы, выпускается религиозная литература, а без присутствия священника не проходит ни одно мероприятие – от выставки детского рисунка до круглого стола на тему кризиса.
Во-вторых, обращение к европейскому опыту со стороны российских «вершителей судеб» грешит избирательностью. Когда речь заходит о правах человека (во всех его социальных модификациях), демократии и тому подобных изобретениях, то тут Европа нам не указ, у русских собственная гордость и свой особый путь. Когда же необходимо обосновать собственные анахроничные инициативы, «европейский опыт» используется охотно: из него активно, вырывая из контекста, черпают аргументы.
«Этот праздник имеет особую национальную и культурную ценность и уходит глубокими корнями в историческую традицию», - пишут питерские депутаты в обращении к президенту. Действительно, мощные корни, если их способна укрепить президентская подпись на листке бумаги!