Вчера состоялся очередной запуск космического корабля «Союз-ТМА», который доставит сменный экипаж МКС - Геннадия Падалку и Майкла Барретта. С миссией посещения на станцию прибудет «космический турист» Чарльз Симони. Движение на орбите с весной вновь активизировалось. Между отстыковкой американского шаттла «Дискавери» и прибытием «Союза ТМА-14» пройдет всего несколько дней. Дальше – больше. Экипаж МКС увеличивается с мая до шести человек. В связи с этим Россия будет отправлять на орбиту не два «Союза», как ранее, а четыре. Строительство станции завершается, превращая орбитальный комплекс действительно в околоземную международную лабораторию.
Перед стартом Анатолий Перминов выступил на канале «Вести», где, помимо стандартного краткого описания миссии «Союза ТМА-14», глава Роскосмоса рассказал о ближайших перспективах коммерческих полетов на МКС и подключении станции к сети Интернет.
По словам Перминова, Чарльз Симони может стать последним туристом на МКС или предпоследним в текущей серии. Вопрос о посетителях станции муссируется уже без малого год. Это обусловлено тем, что на всех желающих слетать на МКС не хватает кораблей, и места в трехместных российских кораблях будут в первую очередь отдаваться космонавтам и астронавтам - представителям стран-участниц МКС, направляемых на орбиту своими космическими агентствами. В конце прошлого года прошла информация о том, что возможна постройка и запуск дополнительных союзов (более четырех в год). Однако постройка корабля занимает около двух лет, и чтобы на «Союзах» были места для клиентов «Спейс эдвенчерс» уже сейчас (или на будущий год), надо было планировать постройку этих кораблей еще два года назад. Хотя Анатолий Перминов не был категоричен в том, что полеты туристов прекращаются абсолютно.
Сама собой напрашивается мысль о том, что Россия в ближайшие годы находится в очень выгодной позиции по отношению к партнерам по пилотируемым полетам: «Союзы» остаются единственными кораблями, способными осуществлять смену экипажей на орбитальной станции. Китай в расчет не берется: они не участвуют в программе, хотя и располагают пилотируемыми кораблями. Таким образом, логично было бы предположить, что вложение денег и усилий в эту отрасль именно в этот период может дать существенный имиджевый и экономический эффект для России, как державы космической. Мы отлично делаем «Союзы», «Прогрессы» и носители, но не умеем делать конкурентоспособные автомобили. Нет ничего плохо в том, что страна будет ездить на иномарках, зато весь пилотируемый космос может стать нашим на долгое время. Пока американцы обкатают свой новый корабль и запустят его в серию, за это время мы вполне можем потеснить конкурентов в сфере пилотируемых перевозок. Главное, чтобы не получилось, как у коллег из НАСА: одни корабли отлетали свое, а новых еще нет.
Несмотря на наши очевидные преимущества по целому ряду направлений, касающихся МКС, западные коллеги сделали один небольшой шаг для МКС, «но большой шаг для всего человечества»: станцию подключили к глобальной сети Интернет. Оригинально то, что пользоваться каналом могут все орбитальные жители┘ кроме российских космонавтов. Это вызывает некоторое недоумение. Интернет в настоящее время – мощнейший инструмент продвижения и пропаганды всего и вся. НАСА использует этот ресурс на полную катушку, проталкивая и пропагандируя в сети свои космические программы. Видеосерверы буквально завалены фрагментами запусков шаттлов, астронавты ведут блоги и активно общаются с пользователями Интернета. Огромное количество фотографий и текстов в свободном доступе способствуют тому, что интересующиеся космосом люди идут именно к американцам. Фотографии копируют, тесты переводят и цитируют. Все это способствует популяризации порой неоднозначных по надобности и далеко недешевых для налогоплательщиков космических программ. Почему реально наших космонавтов «не подключили» к бортовому Интернету остается только гадать.