Политики, бизнесмены и звезды шоу-бизнеса предстали в обличье людей тяжкого индустриального или сельскохозяйственного труда. Коллаж неизвестного автора, опубликованный в блогах со ссылкой на сайт bestpics.ru
На сайте www.bestpics.ru появились забавные остросоциальные фотоколлажи, мгновенно перекочевавшие в блогосферу. Эту серию коллажей можно было бы озаглавить так: «Российская элита стала ближе к народу». Политики, бизнесмены и звезды шоу-бизнеса предстали в обличье людей тяжкого индустриального или сельскохозяйственного труда, продавцов на рынке, дворников и проч. Я нашел три (допускаю, что их больше) коллажа, на которых изображен не кто иной, как Владимир Путин. В одном случае он довольный работает за токарно-винторезным станком, в двух прочих – своими руками поднимает российский автопром.
Призывы к оппозиции молодой прокремлевской активистки Маши Сергеевой («Расскажи Путину, как сделать «Жигули» лучше «Лексуса») теперь можно было бы подкрепить яркими фотоколлажами.
Десятки людей оставляют под коллажами в блогах вариации на тему «ха-ха-ха!», «порадовало!» и «отлично!» «В людях говорит зависть», - пишут более серьезные комментаторы. «Люди любят, когда те, кого они считают вышестоящими, становятся нижестоящими», - звучит еще одно мнение.
Совершенно верно. Социальный карнавал, инверсия «низа» и «верха» приятны глазу. Карнавал популярен. В то же время не совсем прав блоггер, возмутившийся: «Подставить в фотошопе лица – много ума не надо. А вот их на эти рабочие места никакой кризис не загонит. Так что как были фешенлицами (от fashion, «мода» - прим. С.М.), так и есть, продолжаем любоваться». Ведь карнавал и не должен устанавливать новый порядок; он всего лишь путем разрядки в очередной раз утверждает старый.
Другое дело, что наш карнавал не совсем полноправен (не могу подобрать определения лучше). Он вытеснен в практически неконтролируемую сферу Интернета, авторской анонимности и новых технических средств. Вне Сети подобных инверсий нет.
Кстати, на Сицилии грабители врываются в банки, нацепив маски ведущих итальянских политиков. Карнавал? Инверсия? Конечно – только вполне реальная, не сосредоточенная в области виртуального.
Интернет-карнавал, как и всякий карнавал, утверждает положение вещей. Смех – это эффект мысленного эксперимента, реакция на одноразовое сочетание несочетаемого. Мы прекрасно понимаем, что Олег Дерипаска не будет управлять трактором, Андрей Малахов – мести улицы, а Юрий Лужков – торговать свининой на рынке. И в то же время карнавал, как ни крути, отражает недовольство. Недовольство, быть может, вытесненное, затушеванное, не до конца осознанное. Недовольство, пусть не всеобщее, но распространенное. Недовольство неравенством: неравенством статуса, заработка, возможностей, уровней «медийности», несходством досуга и стиля жизни. Недовольство, требующее минутного карнавального удовлетворения.
Что общего между Путиным и Ксенией Собчак? Казалось бы, ничего. За Путина народ голосует на выборах. Медиаобраз Собчак для того же народа – как красная тряпка для быка. И все же в момент карнавала и Путин, и Собчак оказываются мишенями недовольства. Когда перед нами сложная повседневная картина, Путин и Собчак на ней различны. Когда картина упрощается до «мы – они», Путин и Собчак оказываются одинаково «иными».
Любой политик – «иной». Даже если он из «низов» (это не о Путине, конечно). Даже если он бешено популярен. Карнавал, пусть даже виртуальный, все расставит на свои места. Политик в нем всегда «по ту сторону баррикад».