Вот и священная корова нацпроектов замычала «Помогите!».. Мэр Екатеринбурга заявил 10 февраля, что город может отказаться от участия в проектах «Здравоохранение» и «Образование» (информация ИА Regnum). Причина – в деньгах: их не хватает на зарплату учителям, на реализацию стратегического плана развития до 2015 года и местные стратегические социальные программы. Сайт Newsru.com сообщает о схожих трудностях в Татарстане и Красноярске.
По большому счету, в сокращении финансирования нацпроектов нет ничего трагического. И оно не воспринималось бы как тревожный звонок, если бы правящая элита в ноябре-декабре была более прагматичной в своих высказываниях и антикризисных посулах. Однако одному серьезному, неприятному и честному разговору с народом она предпочла перманентную головную боль, а оперативному простору – хомут завышенных обещаний. Не самый осмотрительный выбор для людей, задумавших оставаться═у власти как минимум до 2020 года.
И Дмитрий Медведев, и Владимир Путин в декабре заверяли россиян в том, что кризис не скажется на социальных проектах, что они будут выполнены в срок и в полном объеме. Страна могла бы спать спокойно, если бы Медведев, Путин и единороссы владели тонким искусством сотворения из ничего машин «скорой помощи» и компьютеров для школ. Однако машины, компьютеры и прочие социальные блага творятся из вполне конкретных сверхдоходов от продажи энергоресурсов. Соответственно, отсутствие доходов накладывает огорчительные, но неизбежные ограничения на добрые дела.
Цепочки «есть деньги – есть нацпроекты» и «нет денег – нет нацпроектов» кажутся вполне логичными при одном существенном недостатке: они оставляют за скобками властную руку, которая берет страну за шкирку и мощным рывком поднимает с колен. Значит, решение (на мой взгляд, ошибочное) не трогать нацпроекты было де-факто безальтернативным. Таковым его сделала ошибочная стратегия связей с общественностью, избранная давно, всерьез и надолго, сводящаяся к популизму и конструированию мифов. Принятые в разное время ошибочные решения сплелись в узел, а для того, чтобы разрубить его, нужна либо катастрофа (чего бы очень не хотелось), либо политическая воля. Не та воля, которая вынуждает делать суровое лицо и стучать тапком по международным трибунам, а нечто более внушительное. Увы, пока не сложилось┘
Сократить финансирование нацпроектов стоило. Почему – см. выше. Это можно было сделать еще и потому, что нацпроекты уже выполнили свою основную политическую задачу – «раскрутили» Дмитрия Анатольевича Медведева. Ради эксперимента: наберите полные карманы леденцов, выйдите на улицу и задайте 100 прохожим вопрос: «Кто в правительстве РФ курирует нацпроекты?» Каждому, кто назовет имя Александра Жукова, выдавайте по леденцу. Увидите, как много у вас останется.
Торможение нацпроектов - первый шаг. Второй шаг (не менее важный, чем первый) – это как раз серьезный и доверительный разговор с народом. По-хорошему, это должен быть не шаг, а привычка, постоянная практика - разъяснять, ПОЧЕМУ что-либо предпринимается. В данном случае – ПОЧЕМУ нужно затянуть пояса, как долго это продлится и т.д. Наша элита, похоже, решила откупиться и в диалог не вступать. Это не первый случай, когда из двух возможных решений выбирается самое легкое и вместе с тем недальновидное.
Власть может сколь угодно долго управлять миром национальных идей, интересов и им подобных виртуальных креатур и симулякров. Однако экономическая реальность упряма и виртуализации поддается с трудом. Хотя бы потому, что каждый может почувствовать ее на собственном кошельке, доходах, расходах, семейном бюджете. Наивной и самонадеянной в кубе становится в современном мире попытка виртуализировать экономику, где крик трейдера на нью-йоркской бирже эхом отдается в Москве.
Хотелось бы надеяться, что из екатеринбургского казуса будут сделаны правильные выводы.