У лиц, владеющих русским языком, появилась возможность комментировать материалы видеоблога президента Медведева на сайте http://blog.kremlin.ru/. В общем-то, это шаг вперед – непонятно, что мешало запустить эту опцию еще в октябре, одновременно с самим блогом. Интернет-пользователи хором благодарят Дмитрия Анатольевича за такую открытость. Тем не менее, сомнения в жизнеспособности президентского блога в нынешнем виде остаются.
Дмитрий Медведев обещал «с интересом» читать «комменты». Однако большинство комментариев на видеоблоге – это не просто мнения об увиденном и услышанном, а вопросы к «аффтару». По крайней мере, формально они предполагают что-то вроде ответа. Не исключаю, что через какое-то время Медведев ответит на некоторые из них. Он сам или его аппарат отберут вопросы, исходя из актуального контекста и пользы для имиджа главы государства. Возможно, это будет ответ в форме видеообращения. Однако Дмитрий Медведев не станет регулярно реагировать на «комменты» или вести дискуссию с читателями. По вполне объективным причинам: такого рода диалог требует значительных временных, интеллектуальных и – даже при отлаженной системе премодерации сообщений - нервных инвестиций. Хотелось бы вам, чтобы президент России мог позволить себе подобные инвестиции? Лично мне – не очень.
На первых порах вопросы и реплики без ответа будут накапливаться, вплоть до формирования критической массы – пока не исчерпало себя ощущение близости президента, пока не улетучился эффект его присутствия. Спонтанное бесперспективное вопрошание – реакция моментальная, ожидаемая, естественная. Но, будучи долгоиграющим, такое вопрошание превращается в почти религиозный акт: вопрошающий удовлетворяется верой в то, что его сигнал доходит до адресата и успешно декодируется. Даже принимая во внимание то, что Медведев – «всенародно избранный» президент, я не стал бы рассчитывать на подобное поведение Интернет-пользователей.
Молчание «аффтара» могло бы отчасти компенсировать формирование сообщества, community комментаторов, дискуссионного клуба (как это происходит на любом форуме в глобальной сети). В этой ситуации видеоспичи Медведева обрели бы иную функцию – они создавали бы площадки для коммуникации членов community. Однако в настоящий момент посетители президентского блога лишены возможности комментировать сообщения друг друга. Они отмечают этот недостаток, изыскивают пути его исправления. Налицо потенциальный форум. Если команда президента хочет удержать блог на плаву, ей следовало бы обратить на эту тенденцию внимание.
Если возможность форума будет реализована, модерация дискуссий станет актуальнее нынешней премодерации сообщений на www.kremlin.ru. В принципе, если премодерацией занимается не автор блога, а третье лицо, то «обратная связь» в той или иной мере имитируется. Это все равно, что беседа за чашкой чая через переводчика.
Другое дело, что Дмитрия Медведева с большой оговоркой следовало бы называть автором видеоблога. Его видеоспичи формальны, и меня не покидает ощущение, что они подготовлены или, по крайней мере, отредактированы спичрайтерами. А это уже не блог, а скопление программных высказываний в форме блога.
Я убежден в том, что лично Дмитрию Анатольевичу блог не нужен. Он совершенно не похож на человека, страдающего графоманией (в широком смысле слова) или желающего стать объектом вуайеризма. Едва ли он испытывает нехватку возможностей для самовыражения. Не думаю, что для него важна та «обратная связь», которую может дать ему видеоблог на официальном кремлевском сайте: предварительная модерация сохраняет лишь хорошо знакомые ему проблемы и малоинтересные подробности жизни отдельных граждан. Видеоблог нужен Медведеву «по статусу», это имиджевый проект, в котором упор, к сожалению, сделан на новизну формы, а вовсе не на неформальность, оригинальность и свежесть содержания. А набор «формальных инструментов» у президентской команды, в общем, ограниченный.
Возможность комментировать видеоблог президента сама по себе мало что меняет. При молчании «аффтара» и отсутствии дискуссионного community этот шаг – скорее, небольшая вязанка хвороста, подброшенная в угасающий костер, нежели новый мощный двигатель для автомобиля.