Коллаж НГ-Интернет
Махмуд Ахмадинежад поздравил британцев с Рождеством. Он сделал это в рамках традиционной передачи на Четвертом канале (Channel 4) британского телевидения под названием «Альтернативное рождественское поздравление». В принципе, жителей Туманного Альбиона всегда поздравляет Ее величество королева, а «альтернатива» идет в качестве бонуса.
Рождественский бонус в виде иранского президента возмутил британских правозащитников. Они заявили, что давать «тирану» эфирное время в прайм-тайм для его пропагандистских заявлений просто неприлично.
В принципе, сам формат «Альтернативного рождественского поздравления» предполагает некий специфический дискурс. Т.е. поздравление плюс еще кое-что. Поздравление, организованное особым образом. Например, в 1994 году зрителей Четвертого канала поздравлял Джесси Джексон. В 2001 году – женщина, пережившая теракт 11 сентября. В 2004 году – мультяшный персонаж Мардж Симпсон. В 2006 году – женщина в мусульманском платке. Теперь Махмуд Ахмадинежад. Он политик, и не стоит удивляться тому, что его поздравление – политическое.
«Альтернативное поздравление» - это не только говорящая голова, но и телепродукт, созданный с определенной целью – обозначить актуальность той или иной проблемы. Это мессадж, который Четвертый канал передает своей аудитории. Ахмадинежад был выбран потому, что редакция Channel 4 считает положение на международной арене критическим, а голос иранского президента – весомым и влиятельным.
В данном случае Рождество – это повод, подсказывающий форму обращения к насущной проблеме.
Должно ли рождественское послание быть в принципе надвременным, совершенно не привязанным к текущему моменту? Нет, не должно, потому как живучесть любой традиции обусловлена возможностью ее актуализации. Должно ли рождественское послание быть аполитичным? Может быть, но ведь политик всегда будет говорить как политик, он лишь у себя дома – просто Махмуд, Гордон, Джордж или Сильвио. Сам Папа Римский регулярно актуализирует и политизирует свое рождественское послание «Urbi et orbi», то рассуждая о нераспространении ядерного оружия, то клеймя аборты, то безбожный капитализм с культом денег. Разве все это имеет прямое отношение к Рождеству как таковому? (Впрочем, в мире постоянного нагромождения смыслов Рождества «как такового» и не существует вовсе).
Что, собственно, сказал Махмуд Ахмадинежад? Да ничего особенного┘ Причина всевозможных кризисов – в том, что мир забыл слова пророков (одним из которых мусульмане считают Иисуса, сына Марии). Если бы Иисус был сегодня среди нас, он был бы на стороне народа и выступал бы против экспансионистских режимов, оккупантов, террористов, разжигателей войн. Если бы Иисус был сегодня среди нас, он вне всяких сомнений поднял бы знамя справедливости и любви к человечеству. Он бы боролся с тиранами и глобальными политико-экономическими системами┘ Спасение для нас – не забывать того, чему он нас учил.
Вообще рассуждениям о том, «что бы делал Иисус, если бы был здесь и сейчас», немногим менее 2 тысяч лет. Иранский президент-мусульманин подхватил, таким образом, «неофициальную» христианскую традицию. В целом, если отбросить наименование Иисуса пророком, слова Махмуда Ахмадинежада вполне органично вписались бы в рождественское послание какого-нибудь латиноамериканского католического священнослужителя-левака. Не обязательно маргинального, кстати говоря.
Исламский фактор в поздравлении Махмуда Ахмадинежада не стоит преувеличивать – он не столь значим, как это может показаться на первый взгляд. Это не жест толерантности иранского президента, сама инициатива принадлежит не ему, а британскому телеканалу, который использует Ахмадинежада как материал для создания собственного сообщения. Это не знак межрелигиозного диалога – настоящего исламо-христианского диалога нет вовсе, есть лишь его имитация, а также локальная кооперация и частные благородные инициативы интеллектуалов┘
На мой взгляд, важно другое. Как ни банально это прозвучит, но пока мы поздравляем друг друга с праздниками (пусть даже с чьей-то подачи), мы не заваливаем друг друга бомбами. Посему, быть может, и неплохо было бы приглашать Ахмадинежада с рождественскими поздравлениями ежегодно – в знак того, что самое страшное не произошло┘