Греческая полиция и анархисты долгое время вели друг с другом опасную игру.
Фото Reuters
Слава греческих анархистов уже не первый год гремит по всей Европе. В странах-организаторах саммитов "Большой восьмерки" радикалов из Эллады ожидают как гастролирующих футбольных хулиганов. Сегодня на улицах Афин и некоторых других греческих городов они утоляют свой аппетит к разрушению в бессмысленных и беспощадных актах вандализма. При этом афинские события - не просто бунт анархистов. 15-летний юноша, убитый полицейским, стал своего рода символом государственного произвола, вокруг которого постепенно объединяются все недовольные нынешней властью. Просто у каждого протестного движения есть свой авангард, и в Греции этот авангард представлен именно молодыми радикалами с камнями и "коктейлями Молотова".
Анархистский авангард - это во многом порождение кризиса политической системы, в которой левые и правые - полные антагонисты, не готовые к конструктивному диалогу и поиску консенсуса, а сильный политический центр просто отсутствует. Берлинский аналитик Дитер Рухт отмечает, что схожая ситуация сложилась в других "южных" странах-членах ЕС, а именно в Испании и Италии. Не стоит забывать, что в современной истории всех этих стран был период правой диктатуры, еще не выветрившийся из коллективной памяти. Совсем не случайно, именно в Барселоне, Мадриде и Риме акции солидарности с греческими бунтарями сопровождались битьем стекол и швырянием камней в здание греческого посольства.
Противостояние власти и радикальных элементов, пишет газета Kathimerini, стало в Греции рутинной практикой, частью повседневной культуры. "На протяжении многих лет, - говорится в издании, - анархистам дозволялось задирать полицейских, полицейские демонстрировали нечеловеческое самообладание, обе стороны начали вести себя так, как будто они принимали участие в какой-то рутинной игре. Привычка породила презрение, а презрение породило насилие..."
Беспорядки в Греции произошли потому, что власти страны пребывали в собственной реальности и не придавали должного значения реальности как таковой. Как итог, они не смогли предотвратить убийство ребенка государственным служащим. В то же время они не смогли защитить собственность граждан, не несущих ответственности за убийство и, тем не менее, пострадавших в результате погромов. Они проторили дорогу наверх своим политическим оппонентам. Когда человек спит как убитый, его окатывают холодной водой. Когда государство спит как убитое, его, увы, способна разбудить лишь бутылка с зажигательной смесью.
Политический класс Греции явно ошибочно расставил приоритеты и оценил перспективы. Правящая элита, думающая о своем будущем, должна делать ставку на молодежь. Однако молодому человеку в Греции сложно получить ссуду в банке. Сложно начать свое дело. Он получает зарплату в 500 евро, а на эти деньги невозможно прожить. В 27 лет он по-прежнему живет дома с родителями и не может завести семью. Полагая, что обрести хорошую работу им поможет диплом престижного зарубежного вуза, греческие студенты потянулись за границу. Когда они вернулись, выяснилось, что диплом им не поможет. В ситуации, когда "накапливаемое преимущество" не является таковым, молодому человеку вполне естественно хочется изменить систему. Беда в том, что в результате афинских беспорядков система, похоже, не изменится - лишь полюса поменяются местами.
В британской газете Guardian Антонис Папасоломонтис рассказывает о том, как на греческом ТВ проходят общественные и политические дебаты. Экран делится на несколько "окон" - от 4 до 12. В каждом "окне" - говорящая голова. Ведущий задает тему, и головы друг на друга накидываются. Побеждает та голова, которая громче всех кричит. Это - прекрасный образ общества, в котором культура диалога находится в упадке. Самое печальное в том, что слово "диалог" появилось именно в Греции.
Не правда ли, греческие теледебаты очень напоминают наши, российские? Это не случайно - у нас с культурой диалога, дискуссии, поиском консенсуса тоже большие проблемы. Впрочем, политические системы в России и Греции разные. При схожей предрасположенности к болезни, наша и греческая демократии заболели по-разному.
Кстати, ведь и само слово "демократия" тоже появилось в Греции...