Финансовый кризис в общественно-политическом дискурсе стал абстрактным злом. Сегодня из некоторых российских СМИ я узнал, что многодневные новогодние каникулы в России сохранены - внимание! - "несмотря на кризис".
Депутат Локоть из КПРФ убежден в том, что нерабочая неделя в условиях кризиса - непозволительная роскошь. Наносится ущерб предприятиям, у работников "происходит сбой рабочего ритма". Более того, "прекращаются финансовые отношения между субъектами экономики России".
Его коллега по партии, депутат Харитонов копнул глубже: "У нас сначала гуляют две недели, а потом возникают финансовые кризисы, нет налоговых отчислений в государственную казну".
Сенатор Рыжков, некогда премьер-министр СССР, полагает, что новогодние каникулы надлежит сократить. В том числе и потому, что "нас душит кризис".
Зато депутат Исаев из "Единой России" считает, что как раз в условиях финансового кризиса не стоит трогать праздничный календарь. В тяжелые и мрачные времена у людей негоже отбирать последние радости.
Предложения сократить новогодние каникулы, перебросить пару дней на май или ноябрь, звучат с тех пор, как эти каникулы были расширены. Казалось бы, в период кризиса такого рода предложения можно было бы заморозить. Предприятия сокращают издержки на производство и объемы производства - из-за невозможности получить кредит и отсутствия денег у потребителя. Сокращается штат. Сокращаются зарплаты. Кое-где сокращаются рабочие дни и рабочие недели. Кое-где людей отправили на многодневные каникулы еще до Нового года. На некоторых уральских предприятиях новогодние праздники намереваются продлить до 15-20 дней.
Официальные праздники, таким образом, на руку - и работодателям, и работникам. Это не пир во время чумы, а скорее карантин. Если рассуждать логически. Но можно рассуждать "сверхлогически", т.е. выходя за пределы логики, сводя суть кризиса к абстракциям вроде "хорошо - плохо".
Например, вы - парламентский бурчун. Подчеркну: не конструктивный оппозиционер, а бурчун, т.е. объекты вашей критики всегда произвольно вычленяются вами из окружающей реальности. Вам кажется, что нечто (например, праздничная неделя) наносит вред нашей экономике. Вы конструируете собственный мир, который вы (и только вы) понимаете и в котором вам из-за этого понимания живется комфортно.
Когда случается кризис, вам кажется, что ситуация вполне объяснима в рамках вашей системы. Соответственно, проблема решается методом "больше (или меньше) того же самого". Если до кризиса праздничная неделя наносила экономике вред, следовательно, в период кризиса она наносит ей вред тем паче.
Проблема в том, что в действительности кризис в вашу систему не вписывается. Его можно понять, лишь совершив системный скачок. У наших политиков с системными скачками - большие проблемы, у депутатов - подавно.
Без понимания конкретики и нюансов угроза кажется всеобъемлющей, даже метафизической. И тогда праздники сохраняются "несмотря на кризис". Не стоит удивляться, если завтра "неуместной в период кризиса" признают какую-нибудь ТВ-передачу. Или заговорят о том, что в кризисе виноваты гламур или отсутствие в школах "Основ православной культуры".