Неожиданный резонанс вызвало предложение протоиерея Всеволода Чаплина о создании «православных народных дружин». В блогосфере эта тема стала одной из наиболее обсуждаемых. Правозащитники инициативу раскритиковали, чем вызвали недовольство самого Чаплина и околоцерковных институтов. В МВД предложение готовы рассмотреть. Уже звучат призывы создавать не православные, а межрелигиозные дружины – для борьбы с уличной преступностью, с которой не справляется милиция.
Правозащитный центр Всемирного русского народного Собора заявил вчера: «Верующие молодые люди, которых в России немало, хотят настоящего дела┘ Молодежь по определению желает изменить мир!» Читаю – и не вижу проблемы. Ничто в свободной демократической России не мешает верующему молодому человеку воплощать в жизнь прекрасные порывы души, способствовать всеобщему смягчению нравов, распылять повсеместно «конструктив» и «позитив».
УВД на местах жалуются на недокомплект. Все мы сетуем на то, что в милицию идет работать «абы кто». Не вижу причин, по которым православная молодежь не могла бы надеть милицейскую форму. Нам-то казалось, что милиционер-идеалист – герой экрана. А выясняется, что Россия – кладезь подобных кадров. Они молчаливо бродят между нами, перебирая четки, рецитируя молитвы, «бесхозные» и нереализованные.
Однако ТАКИЕ люди не идут в милицию – и отсюда все ее проблемы.
Народные дружины уже действуют в ряде регионов России, в том числе в Москве и в Санкт-Петербурге. Верующим молодым людям никто не запрещает вступать в их ряды. Членство в таких (а не специализированных, «по религиозным интересам») дружинах, надо заметить, никоим образом не препятствует исповеданию какой угодно веры - будь то вера в распятого и воскресшего Христа, НЛО или розовых слоников.
Проблема в том, что эти «региональные» дружины не могут эффективно бороться с уличной преступностью. Борьба с преступностью означает право на насилие. У дружинников, согласно существующим законам, это право ограничено. Они не используют дубинки, электрошок, слезоточивый газ, служебных собак и огнестрельное оружие. Все это – привилегия правоохранительных органов. Общество делегирует право на насилие государству, и только государству. Если оно делегирует его самому себе, начнется хаос. Все станут лупить друг друга по головам. Монополия на битье по голове – одно из принципиальных положений того «договора», на котором держится социум.
Неудивительно то, что в МВД принимают на «ура» инициативу Чаплина: гораздо легче переложить груз на чужие плечи (игнорируя неизбежные последствия), чем провести серьезные внутренние реформы. В том, что милиции не хватает кадров, виноваты не времена и не нравы, а сама милиция, т.е. государство. Если государство расписывается в том, что оно не в состоянии выполнять свои функции (а обеспечение безопасности граждан – его прямая обязанность), то неизбежно должен вставать вопрос о доверии такому государству.
В предложении Всеволода Чаплина нет ничего достойного одобрения со стороны государства. Оно не может и не должно передавать независимым объединениям право на применение насилия. А «православные дружины» формирует церковный приход, независимый от государства.
«Хотелось бы подчеркнуть, что создание народных дружин является неотъемлемым правом православного большинства России», - говорится в заявлении «соборных правозащитников». Во-первых, в России нет никакого «православного большинства», точку зрения которого легитимно могла бы выражать Русская Православная Церковь.
Во-вторых, любая общественная группа имеет неотъемлемое право создавать и регистрировать политические объединения. Поддерживать или не поддерживать кандидатов в президенты или партии на выборах в парламент. Проводить митинги и акции протеста. Влиять на общественное мнение посредством СМИ. Через «своих людей» она может лоббировать свои интересы в коридорах власти, добиваться изменения законодательства.
Однако никто не давал ей права создавать параллельные государственным органам структуры, осуществляющие насилие.