Население России к 2050 году сократится на 34 млн. человек, прогнозируют специалисты Фонда ООН по народонаселению. Т.е. через сорок с лишним лет нас станет 107 с лишним миллионов. Ежегодная убыль населения в России составляет 0,5% и будет расти. В общем, хорошего мало.
Ожидать резкого скачка рождаемости нам не приходится. Коэффициент суммарной рождаемости (фертильности) в России довольно низкий – 1,34. Для простого воспроизводства населения (не говоря уже о росте) необходим коэффициент 2,1 – 2,2. Т.е. 2,1 рождений на одну женщину. Это общая проблема для развитых стран, из них лишь США приблизились к этому показателю (их коэффициент – 2,05). Оснований полагать, что Россия выпадет из обоймы и пойдет «своим путем» нет.
Впрочем, даже при низком коэффициенте фертильности дефицит рождаемости отчасти можно компенсировать. Каким образом? За счет увеличения числа потенциальных матерей. Основной фертильный возраст – от 18 до 35 лет. В начале нового, XXI столетия в России в этот возраст вступили юные леди, рожденные во второй половине 80-х. Начиная с текущего года, в него вступают девушки, рожденные в 90-е. Этих девушек заметно меньше – для рождаемости 90-е действительно оказались «лихими». Т.е. в скором будущем мы исчерпаем «материнский ресурс», доставшийся нам в наследие от последней декады советской истории. Произойдет новый спад рождаемости. «Позитивные» и «негативные» циклы будут сменять друг друга, и эта ситуация отрицательно скажется на приросте населения.
Существенно изменить картину рождаемости не помогут государственные дотации и семейные программы. Во всяком случае, опыт других стран этого не подтверждает. Не помогут и меры, предлагаемые «горячими головами», например, запрет абортов. Этот запрет лишь увеличит смертность среди потенциальных матерей, находящихся в основном фертильном возрасте.
Мы можем сократить убыль населения, если снизим уровень смертности и увеличим продолжительность жизни. Некоторые шаги в этом направлении принимаются: вспомним нацпроект «Здоровье», который курировал нынешний президент Дмитрий Медведев. Однако нацпроект – это план, программа действий, а не чудесный, мгновенно действующий антибиотик. По подсчетам ООН, наше государство тратит на здравоохранение чуть более 3% от ВВП. Для сравнения: Великобритания тратит 71,%, США - 7,2%, ФРГ – 8,2%, Франция – 8,9%.
Более того, здоровье – не та категория, которой руководствуются наши граждане в своем повседневном поведении. Современных клиник, квалифицированных врачей и доступных качественных лекарств мало, нужна еще привычка пользоваться этими благами цивилизации. Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, почти треть россиян не заботится о своем здоровье. Лишь 33% граждан стараются потреблять здоровую пищу, 14% занимаются физкультурой и спортом, 12% регулярно проходят диспансеризацию.
Что в этой ситуации может сделать государство? Разве что разработать эффективную современную программу пропаганды здорового образа жизни. Причем осуществлять этот проект в меньшей степени должны чиновники, врачи-практики и бывшие спортсмены, а в большей – профессиональные пиарщики, социологи, психологи, специалисты в области информации и коммуникации. Подальше от проекта надлежит держать депутатов и сенаторов с их популизмом, словоблудием и некомпетентностью.
На данный момент никаких эффективных программ у нас нет. Лучше Димы Билана и Кости Цзю на коньках и трансляции сериала «Доктор Хаус» ничего не придумали. Да и то не государство, а публичное ТВ.
Наконец, самый эффективный и реалистичный способ борьбы с демографическим кризисом – миграция. Главный негативный итог этого кризиса – сокращение трудоспособного населения, все остальное – эмоции, сентиментальность, мифы или невежество. Компенсировать этот дефицит могут мигранты. Однако Россия к этому просто-напросто не готова. Ни морально, ни технологически. Во всяком случае, не готова пока┘
Поэтому удивляться печальным прогнозам ООН не стоит.