Вчера президент Медведев в своем послании говорил очень правильные вещи о состоянии гражданского общества в стране. Позволю себе процитировать некоторые президентские мысли. Например, он сказал, что всесильная бюрократия «смертельно опасна» для гражданского общества. Или вот еще пассаж: «Государственный аппарат у нас - это и самый большой работодатель, самый активный издатель, самый лучший продюсер, сам себе суд, сам себе партия и сам себе, в конечном счете, народ». Или вот: «Наше общество должно, не откладывая на потом, развивать институты демократии».
Хорошо сказано, не так ли? Однако от президента мы ждем не слов, а рецептов, решений и действий. Хорошее и емкое слово произнести может каждый, это даже не половина и не четверть дела.
Так вот, президент Медведев считает несправедливым (он именно так и сказал – «это несправедливо»), что интересы почти 5 миллионов человек, голосовавших на парламентских выборах, никак не представлены в Государственной Думе, и намерен это исправить. Однако не лишним будет вспомнить, что та самая политическая элита, к которой принадлежит Дмитрий Анатольевич, в 2005 году установила семипроцентный проходной барьер на выборах в парламент, совершенно убийственный для «малых партий». И если сегодня президент вдруг обеспокоился судьбой их электората, то нужно сделать всего ничего – пересмотреть прежнее решение и снизить барьер. Причем не до 5%, а до 3%.
Вместо этого Медведев предлагает какую-то туманную схему, в соответствии с которой партии, набравшие на выборах от 5 до 7%, «гарантированно» получат 1-2 мандата в Думе. Хотелось бы спросить Дмитрия Анатольевича: известны ли ему такие партии? Были ли такие партии на прошлых выборах? Есть ли основания полагать, что они будут на следующих выборах? Лучший результат среди партий, не прошедших в Госдуму 5-го созыва, составил менее 3%. Разве не этого добивался Кремль? Совершенно непонятно, зачем создавать в парламенте новую потемкинскую деревню с бедными родственниками вместо того, чтобы просто наслаждаться плодами своих побед.
Слушаем президента дальше: «Свобода слова должна быть обеспечена технологическими новациями. Опыт показал, что уговаривать чиновников «оставить в покое» СМИ практически бесполезно. Нужно не уговаривать, а как можно активнее расширять свободное пространство Интернета и цифрового телевидения. Никакой чиновник не сможет препятствовать дискуссиям в Интернете или цензурировать сразу тысячу каналов».
Правящая политическая элита сделала все для того, чтобы в стране разрастался и усиливался бюрократический аппарат. И сегодня президент открыто признает, что государство не в силах контролировать и наказывать чиновников. Где это видано, чтобы власть уговаривала бюрократа не нарушать закон?! Нет слов, успешная стратегия управления: сначала создавать монстра, а потом безуспешно с ним бороться┘
Укреплять демократию Дмитрий Анатольевич намерен, расширив конституционные права парламента. А именно: члены правительства ежегодно будут отчитываться перед Думой о проделанной работе. На бумаге это выглядит замечательно. В действительности – излишняя суета и формирование атмосферы жуткой деятельности. О каком отчете может идти речь, если премьер-министр России – лидер партии, обладающей конституционным большинством в Госдуме? Если парламент готов принять на ура любое решение правительства, даже если оно вменит в обязанность гражданам перемещаться по улице кувырком?
Наконец, Медведев хочет увеличить сроки конституционных полномочий президента до 6 лет и Госдумы до 5 лет. Зачем? Почему именно═до 6 и 5 лет? Если вы перечитаете текст президентского послания, то не найдете в нем никаких конкретных ответов на эти вопросы. Там говорится лишь о «дополнительном ресурсе для стабильного функционирования институтов». Это звучит как заклинание, призванное усыпить бдительность критического ума.
Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, например, считает, что президентство сроком в 6 лет – нормально для такой большой страны, как Россия. Дескать, за 4 года невозможно полностью═выполнить═свою программу и доказать ее эффективность. Чтобы «войти в работу», необходимы год-два – а там что же, уже следующие выборы?! Эти рассуждения Валентины Ивановны по поводу послания Дмитрия Анатольевича очень показательны. Они, в частности, показывают, что правящая элита размышляет об институтах власти в категориях собственного удобства. Между тем, электоральные циклы именно для того и делаются короткими, чтобы элиты не расслаблялись, не срастались с креслами в главных кабинетах и не раскачивались по два года. Эти циклы увеличиваются, когда сращивание уже произошло. Или когда ситуация в стране далека от стабильности. Но у нас ведь полная и безоговорочная стабильность! Разве не в этом нас убеждают?
Если президентское руководство к деятельности будет выполнено, это никак не оздоровит наше гражданское общество. Это все равно, что последовательно вгонять старушку в гроб, а на смертном одре лечить ее аспирином. Президент решил сделать мертвому припарки, которые ему, как известно, не помогут.