Росрыболовство предложило вчера расширить перечень профессий, разрешенных для прохождения альтернативной гражданской службы (АГС). Организовать такую службу можно «на базе учреждений, подведомственных Федеральному агентству по рыболовству». Это якобы позволит закрепить молодежь на рыбопромысловом флоте.
Закон об альтернативной гражданской службе вступил в силу в 2004 году. С тех пор на АГС призваны 1,2 тысячи человек. Произведя простое математическое действие, получаем около 300 человек в год, по 150 за призыв. Никакого прироста числа «альтернативщиков» не предвидится. Во-первых, Вооруженные силы испытывают нехватку неквалифицированных кадров. Во-вторых, чтобы претендовать на АГС, нужно быть либо пацифистом, либо представителем малых народностей Севера. Однако малые народности по определению скупы на призывников. И далеко не каждый пацифист может убедительно доказать свой пацифизм, тем более, если он обнаружил его в себе буквально накануне призыва.
Так вот, на этих 300 человек в год, согласно перечню АГС приходится целых 283 вида работ, профессий и должностей. Можно три с половиной года работать массажистом, парикмахером или машинистом по стирке и ремонту спецодежды. Можно оказывать ритуальные услуги. Можно варить борщ и жарить картошку в заведениях общепита, рубить лес, затягивать обувь, обрубать сучья. Можно сваривать трубы, а можно арматурные сетки и каркасы. В перечне можно обнаружить и такие профессии и должности, как «санитарка-мойщица» и «младшая медицинская сестра по уходу за больными». Если учесть, что в России на срочную службу призываются исключительно мужчины, то выходит, что на период прохождения АГС им придется сменить пол. Короче говоря, альтернативная служба в России организована так, чтобы молодые люди поскорее бросали свои пацифистские глупости и настраивались на плац, подворотнички и суровые солдатские будни. И если у Росрыболовства кадровый голод, то оно никак не решит свои проблемы за счет «альтернативщиков».
По закону, «при определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах». Желания и предпочтения гражданина не учитываются. Росрыболовству, равно как и другим заинтересованным организациям, стоило бы ратовать за то, чтобы изменить закон. В случае удачи им пришлось бы вступать друг с другом в борьбу за призывника. Жить стало бы веселее. Жить стало бы интереснее.
Представьте себе, что едете вы в метро, а в лицо вам кричит рекламный призыв: «Променяй казарменное унижение на феерическую морскую рыбалку!» Или, например: «Крики чаек! Красота морских приливов! Сильная и свободолюбивая рыба в ваших сетях! Устал после пяти лет университетской зубрежки? Росрыболовство ждет тебя!» Или вот: «Морские приключения за счет государства. Альтернативная служба в организациях Росрыболовства – твой выбор! Требуй у призывных комиссий!» И красивая картинка – как в рекламе дезодоранта «Old Spice».
Впрочем, если рядом будет висеть похожий плакат Министерства обороны, то кто знает, какой из них окажется более привлекательным┘