Сегодня утром стало известно, что Черногория и Македония признали независимость Косово и тем самым вызвали ожидаемый скепсис со стороны Белграда. А спустя несколько часов в Осло объявили, что лауреатом Нобелевской премии мира в этом году стал не кто иной, как бывший президент Финляндии Марти Ахтисаари. Это, в общем, спорное и отдающее политикой решение. Нобелевский комитет утверждает, что тем самым отмечены чуть ли не тридцатилетнюю деятельность Ахтисаари на ниве борьбы за мир. Однако в мире его имя ассоциируется как раз с инициативой отделения Косово от Сербии.
«План Ахтисаари» предполагал предоставление Косово независимости под контролем Евросоюза – некий аналог «боснийского» сценария. По большому счету, это был совсем не плохой план, в том числе и для Сербии, если в его оценке руководствоваться реализмом, а не историко-культурным сентиментализмом. Тем не менее, Сербия «план Ахтисаари» не одобрила. Не одобрил его и Совет безопасности ООН, и тем самым «мировое сообщество» уже вынесло плану свой вердикт. В 2005 году при посредничестве Марти Ахтисаари власти Индонезии и сепаратисты из провинции Ачех подписали мирный договор. Однако в 2005-м году Ахтисаари не получил премию. Его план по Косово, в свою очередь, не смог примирить Белград и албанских сепаратистов. Задумка на этот раз не удалась. И вот в год одностороннего (sic!) провозглашения независимости Косово Ахтисаари становится нобелевским лауреатом. «Вроде бы сейчас не моя очередь», - признался сам Ахтисаари.
Мнение Нобелевского комитета вполне субъективно. Лишь престижность премии заставляет считать ее чем-то вроде «выражения точки зрения земного шара». Однако любое субъективное мнение (тем более претендующее на глобальность) можно и нужно критиковать. Премия мира наиболее «медийна», поскольку химия, физика и медицина – удел специалистов, а литература – удел читающей интеллигенции. А чем выше «медийность», тем ощутимее опасность дискредитации из-за того или иного решения. Нобелевский комитет должен учитывать актуальный контекст, а в этом контексте «говорим Ахтисаари - подразумеваем независимость Косово». Не только лишь «смутьяны» Россия и Китай остаются противниками этой независимости: представление о косовском казусе как об опасном прецеденте «легализованного сепаратизма» довольно распространено, в том числе и в Европе. «План Ахтисаари» ставил ребром вопрос о неприкосновенности послевоенных границ, о соотношении принципов «территориальной целостности» и «права наций на самоопределение». По этому вопросу в мире не существует консенсуса, а конфликт вокруг Южной Осетии лишь осложнил ситуацию. Даже если Марти Ахтисаари и заслужил премию мира – за годы трудов на стезе миротворчества, - то это вовсе не значит, что награждать его нужно было именно сейчас и в таких обстоятельствах. Нобелевский комитет дал повод говорить о своей ангажированности.
Альфред Нобель завещал вручать премию человеку, «проделавшему наибольшую или наилучшую работу в деле укрепления братства между народами». Каким бы замечательным ни был план об образовании на территории независимого государства новых независимых государств, он совершенно точно не может автоматически укрепить братство и дружбу народов. Тем более, если он не был принят┘