В Санкт-Петербурге был сорван намеченный на 2-5 октября кинофестиваль «Бок о бок», посвященный тематике однополой любви. Он должен был пройти в двух питерских ночных клубах – «The Place» и «Сочи». Организаторы планировали показать около 20 картин, снятых режиссерами из США, Европы, стран Латинской Америки и Азии. Были подготовлены рекламные плакаты. Был объявлен состав жюри. Однако 2 октября вдруг выяснилось, что оба клуба закрыты. Накануне в «The Place» и «Сочи» побывала пожарная инспекция и обнаружила нарушения правил пожарной безопасности. Как итог, клубы закрыли на 10 дней – пока не устранят неисправности. Устроители кинофорума ищут новое место для его проведения. Судя по всему, фестивалю суждено стать андеграундным мероприятием «для своих»┘
Лично мне, например, не кажется целесообразным проведение в Москве, Питере или каком-либо ином российском городе так называемых «гей-парадов». Во-первых, сексуальная ориентация – дело настолько интимное, что кричать о ней во всеуслышание – просто дурной вкус (впрочем, дурной вкус не является преступлением). Во-вторых, гей-парад - это всегда знак, указывающий на преимущественно толерантное общество. Это не значит, что без гей-парадов нет толерантного общества; наоборот, без толерантного общества нет гей-парадов. Российское общество, к сожалению, никак не назовешь толерантным. Парад сексуальных меньшинств в нашей стране неизбежно превратится в демонстрацию презираемой инаковости, как если бы по городу шествовали прокаженные и звенели в колокольчики.
Мне не кажется правильным и то, что на некоторых международных кинофестивалях для произведений «гей-кинематографа» создаются отдельные премии. Нельзя не согласиться с Александром Сокуровым, который считает, что кино должно в первую очередь быть художественным произведением, а не идеологической схемой.
Я также сомневаюсь в том, что однополые браки надлежит регистрировать в загсах, а мужским и женским парам, живущим в любви и согласии, следует разрешить усыновлять и воспитывать детей. Известно, что у большей части население гомосексуализм вызывает неприязнь (впрочем, неприязнь могут вызывать и старухи с портретами Сталина у станции метро «Площадь революции» или с портретами Николая II у храма Христа Спасителя). Но известно и другое: в нашей стране существуют и действуют законы, и по этим законам гомосексуализм не является преступлением. Стало быть, не будучи преступной, субкультура сексуальных меньшинств имеет право как на существование, так и на демонстрацию собственных артефактов. Личное дело каждого – хочет он познакомиться с этими артефактами или нет. Государство или местные власти не обязаны поддерживать эту субкультуру, как и любую другую. Однако это вовсе не значит, что одна легальная (подчеркну: легальная) субкультура может пытаться заговорить с обществом, а другая должна вариться в собственном соку.
Возможно, в клубах «The Place» и «Сочи» действительно не все в порядке с пожарной безопасностью. А пожарная инспекция, разумеется, имеет право проводить проверки, где и когда ей заблагорассудится. Другое дело, что ей заблагорассудилось проверить именно те клубы, в которых должен был состояться «гей-кинофестиваль», причем сделать это за несколько дней до его начала. Конечно, можно считать это совпадением, досадным или приятным - кому как нравится. Вот только хотелось бы посмотреть на человека, который действительно так считает.
В ситуации с закрытием (пусть временным) клубов и вытеснением фестиваля «Бок о бок» в подвал нет ничего случайного. Она вполне закономерна для общества, привыкшего считать, что по отношению ко всему «странному» и «иному» возможны лишь два подхода. Один подход – осуждение. Второй подход – пропаганда. В принципе, должен существовать еще и третий подход, а именно: объяснение и понимание. Должен, но┘ у нас не существует: разъяснение лучше объяснения, а понимать, когда все и без того понятно, и вовсе нечего.