Президент Дмитрий Медведев указом велел сделать 2009-й год в России Годом молодежи. Государству это нужно «в целях развития творческого и профессионального потенциала молодежи, ее активного привлечения к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитания чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей». Тем самым президент ответил на воззвание Государственной думы, считающей Год молодежи затеей архиважной и архинужной. Правительству уже поручено создать соответствующий оргкомитет
Лично мне в тексте указа президента Медведева понятно не все. Допускаю, что президент и Госдума общаются на недоступном средним умам языке, элегантными полунамеками и легкими штрихами обозначая вещи, конкретные как столб. Например, я не понимаю (в отличие от Дмитрия Анатольевича), каким образом государство может стимулировать «развитие творческого потенциала молодежи». Объявив национальный конкурс поэзии и прозы о великой России для авторов от 18 до 30 и издавая лучшие произведения бешеными тиражами? Но в таком случае Год молодежи неизбежно будет перетекать в Год безграничной благодарности государству, а он у нас, кажется, запланирован то ли на 2014-й, то ли на 2020-й┘ в любом случае, не стоит бежать впереди паровоза. Может, в таком случае, объявить конкурс на новые слова гимна РФ среди молодых поэтов? Но и это видится невозможным, поскольку знание текста Михалкова – один из критериев патриотизма, воспитание патриотизма – одна из целей Года молодежи, а одно мероприятие в рамках Года молодежи не должно обессмысливать другое, иначе сам Год закончится не начавшись.
По большому счету, для реализации творческого потенциала нужно не так уж и много. Кисть, бумага, карандаш, ручка, глина и т.п. – это раз. Чтобы все (и, прежде всего, государство со своими инициативами) оставили в покое – это два. Наконец, чтобы плоды творчества не приходилось прятать дома в шкафу из-за того, что зашедшему на выставку или в книжный магазин чиновнику или священнику они пришлись не по душе – это три. И не надо никаких обращений, указов и бюджетных денег.
В свою очередь, молодому ученому кое-что от государства нужно. Во-первых, трудоустройство. Во-вторых, гранты. В-третьих, заграничные стажировки. Давайте на миг представим себе, что государство в честь Года молодежи решило эти запросы максимально удовлетворить. И что из этого получается? Вузовские факультеты не в силах изобрести для «молодых и перспективных» новые предметы и часы и вынуждены увольнять опытных сотрудников. При этом критерии отсева могут быть самыми разными – от степени маразма до личных отношений с руководством. Как итог, без работы остаются квалифицированные преподаватели (при этом надо заметить, что далеко не всякий ученый переживает творческий расцвет в 25 или 27 лет – у гуманитариев это нередко происходит несколько позже). При распределении грантов одним из решающих факторов становится возраст ученого – как следствие, конкурс научных проектов постепенно теряет смысл, а сами проекты все чаще превращаются в халтуру. Быть может, это на руку амбициозным молодым людям, но никак не науке. Наконец, оптовая отправка молодых ученых за границу, опять же, никак не вписывается в программу «патриотического воспитания». А если там, «за бугром», им за полгода привьют несвойственные, чуждые нам ценности? Если под угрозой окажется их нравственность? Если их разучат Родину любить?
Государство, готовое устроить всякого выпускника вуза по специальности (т.е. «развить его творческий потенциал»), - разве не чудесная картинка?! Безусловно, чудесная, но если присмотреться к этим чудесам повнимательнее, то следы доброго чародейства вмиг стираются. В действительности, молодой человек должен сам заботиться о реализации своего профессионального потенциала и нести ответственность за выбор профессии, а роль государства – формирование привлекательных предложений на рынке труда. Когда не все ясно и расписано по годам и месяцам, когда ситуация «решите за меня» невозможна, молодой человек быстрее взрослеет и самосовершенствуется. Более того, именно в условиях конкуренции, борьбы, выбора, риска, проб и ошибок (а вовсе не в условиях государственного патернализма) и формируется «гражданская ответственность», которую в следующем году в молодежи будут вскармливать и пестовать, ссылаясь на президентский указ. Так, может быть, правительству по случаю Года молодежи не намечать никаких мероприятий? Позволить молодежи самой решать свои проблемы? И бюджет целее будет.