Всему миру было известно, что кандидатом на президентских выборах в США от Демократической партии впервые в истории станет афроамериканец. Теперь об этом объявили официально. Еще весной некоторые эксперты в России полагали, что выбор Барака Обамы – «самоубийство» для демократов. Дескать, граждане США никогда не проголосуют за афроамериканца. Теперь же мы наблюдаем, как республиканцы активно апеллируют к обострившейся международной обстановке, чтобы их кандидат, как говорится, шел с Обамой «ноздря в ноздрю».
В современном американском обществе консерватизм и приверженность традициям причудливым образом сочетаются с мультикультурализмом и элементами постмодерна. У нас, похоже, один из компонентов этой системы, а именно консервативный, переоценивается. Если американцы все-таки предпочтут Джона Маккейна Обаме, объяснение будет одно: «потому что Обама – темнокожий», а американцы – «скрытые расисты». Мол, вся их (порой доведенная до абсурда) политкорректность, борьба за равенство рас и полов, демократия – красивая обертка, «потемкинская деревня». Нам, по-видимому, нелегко понять, что темнокожий кандидат в президенты США - это не фигура в пьесе с заранее известным финалом. Обама - не трагический герой, бессильный перед всемогущими обстоятельствами. Он скорее «герой времени», персонаж-симптом. Он неслучайно оказался на гребне волны - время вытолкнуло его на поверхность.
В российских СМИ и блогосфере периодически высказывается и такое мнение: возможное президентство Обамы неизбежно окажется «биографически окрашенным». Он будет мыслить в категориях расы. Скажется комплекс «вечно бесправного меньшинства». Однако биографической окраски лишена разве что деятельность роботов, не наделенных человеческой памятью и не принадлежащих к сообществу, обладающему памятью исторической. И кто сказал, что президентство темнокожего юриста (как ни крути, сенатора и представителя истеблишмента) окажется биографически окрашенным в большей степени, чем президентство его оппонента, который пять с половиной лет своей жизни провел во вьетнамском плену?
Выдвижение Обамы означает, что пресловутая аббревиатура WASP (White Anglo-Saxon Protestant) перестала быть беспроигрышной формулой успеха и признания в США. Это, пожалуй, революция. Смена парадигм. Системный скачок. Только речь скорее идет не о революции в американском обществе - оно уже долгое время было «чревато Обамой». Это скорее революция в нашем восприятии, в нашей картине мира, когда вдруг оказывается, что бывает так, как быть не должно, потому что мы (вот именно - не они, а мы) к этому не привыкли.