Уже энное количество времени я веду колонку продюсера, рассказываю всякие истории: профессиональные, полупрофессиональные, про людей театра, про всякие серьёзные и несерьёзные события. Веду разговор, как известный продюсер, но открою вам тайну, формально на это не имею никакого права. Нет у меня ни одного свидетельства, подтверждающего, что я продюсер. И такой «корочки» в нашей стране нет ни у кого. Нет и таких должностей, в театре «Et cetera» я красиво называюсь «генеральный продюсер», но такой должности нет в штатном расписании, а потому у меня нет и государственной зарплаты. Есть только деревянная табличка с золотыми буквами.
Законных прав называться продюсером в России пока нет, но месяц назад была подписана важная бумага. Согласно этому документу, в трёх вузах страны: РАТИ (ГИТИС), Школе-студии МХАТ и питерской Академии будут открыты факультеты, выпускающие специалистов с дипломами продюсеров. «Продюсер» ≈ это неприятное слово для многих деятелей театра теперь будет выведено официально в дипломе вместо привычного, не раздражающего советский менталитет «организатор театрального дела». Это, конечно, не революция, но всё-таки маленький переворот мы организовали.
Я назначен председателем государственной экзаменационной комиссии в РАТИ, так что буду нести ответственность за первый набор. Их будет 25 человек на дневном отделении и 25 ≈ на заочном. Скептики уже криво улыбаются, я так и представляю их лица. А что изменится? Ничего, уверены скептики. На самом деле программа обучения существенно поменяется. Вводится ряд дисциплин, которые раньше никогда не преподавались: пиар-деятельность, организация концертной деятельности, организация музыкального театра и т.д. К нам придут работать из Большого театра, Дома музыки, Московской филармонии, режиссёры мюзиклов и т.д.
Всем известно, что нынче юные таланты в большинстве своём не обременены серьёзными знаниями, продвинутые пользователи интернета, отлученные от книжной культуры, иногда поражают своей дремучестью. В январе мы открываем подготовительные курсы, и наша цель не только их образовывать, но и ввести в мир культуры. Очень важно, чтобы будущие продюсеры были образованными людьми, разбирающимися в искусстве. Продюсеры ≈ не бухгалтеры, умеющие считать деньги, не дельцы, владеющие прибыльным бизнесом, как принято считать, а креативные личности с художественными идеями, которые сами готовы их реализовывать.
Мне очень понравилась недавно услышанная фраза: «У людей мало времени, поэтому они охотно мыслят стереотипами...» Давайте найдём это время и будем постепенно избавляться от стереотипов. И в частности, от стереотипа, который сложился у нас в отношении продюсеров.
Скоро появится новое поколение дипломированных продюсеров, и я верю, что они докажут свою важную роль в формировании театрального рынка в России.