Смена поколений или оккупация культурного пространства
Смена поколений в искусстве заслуживает пристального взгляда, хотя бы потому что оказывает сильнейшее влияние на культуру. А культура ведь ≈ дыхание жизни.
Когда Шнур поёт «Новые районы ≈ дома, как коробки, хочешь жить ≈ набивай кулаки», то его искусство фиксирует конкретный уровень культуры. Здесь и сейчас.
Поколение в искусстве ≈ иногда вещь осязаемая, а иногда ≈ не очень.
Поколение детей XX съезда, «оттепели» создало искусство 60-х, насыщенное ожиданием счастья, наивной верой в добро, в романтизм, в утопию. Мама, «на ней из поплина счастливое платье», полон дом гостей, как в хуциевских фильмах, смеются, спорят, играют на гитаре ≈ ярчайшие воспоминания детства. Полное отсутствие меркантильных интересов, в доме постоянно живёт кто-то из родственников наших друзей, им помогают куда-то поступать. Мещан не любят. Накомодные слоники ≈ верх пошлости. Поэзия. Старик Хэм. Толстые журналы┘
Правда о репрессиях потрясла сердца и умы людей одного возраста. Поколение потрясённых сверстников стало новым поколением в искусстве и культуре.
Уже потом им на смену пришло поколение застоя. С его невнятной апологией «уникальной общности людей ≈ советского народа».
Поколение перестройки ≈ короткий крик, обнажение тел, мат, эмиграция в поисках славы и признания, писк, возвращение с поджатым хвостом. Но идеал этого поколения ≈ вялый, анемичный, маленький, как Вера.
Недавно в Токио сидел в баре с одной умной и раскрепощённой японкой. В третьем часу ночи, выглянув из окна, она указала на башню известного молодого архитектора и сказала: «Он ≈ не архитектор, он ≈ девелопер». А я «тонко» заметил: «Архитектор организует пространство, а девелопер его оккупирует». Удовлетворённые достигнутым уровнем взаимопонимания, мы продолжили пить и умничать┘
Смена поколений как оккупация места, освободившегося по причинам естественной убыли, мне не интересна. Поколение времён дикого капитализма оказалось оккупантом эстетического и культурного пространства. Капитал стал диктовать свои условия. Мир живёт по принципу: «предложение рождает спрос». Не спрос рождает предложение, как это бывает в условиях дефицитного производства, а именно – предложение рождает спрос. Вы и знать не знали ни об АйПэде, ни об АйФоне, а появились они на рынке – и сразу всем понадобились. Искусство и культура не стали исключением.
В «культурном» бизнесе, как почти повсеместно в России, преуспели люди молодые, с несложным и преимущественно недоразвитым эстетическим вкусом, с размытыми представлениями о добре и зле. Это, естественно, сказалось на качестве предложения культурной продукции на рынок.
Демонтаж СССР проходил под страсти мексиканских и бразильских Педро и Изаур. Становление новой России ≈ под канонаду «Бригад» и визг тормозов «Бумеров».
Телевизионный сериал стал мерилом сложности и уровня притязаний, финансового успеха и глянцевой узнаваемости режиссёров, актёров, продюсеров.
Новое поколение не просило старших уступить им дорогу, не умоляло дать порулить. Оно ворвалось на сцену и в выставочные залы на плечах новых русских денег. Поначалу просто тошнило от детей знаменитостей, обделённых родительскими талантами. Но постепенно «способные ребята» цивилизовались, начали иногда производить что-то качественное; тем временем старшее поколение сдружилось с властью, и та помогла рублём и помещениями. Жизнь начала налаживаться. Появились «умные деньги» и «образованные кошельки», сверкнули молодые звёздочки.
Неопылённость нового поколения в искусстве идеалом прекрасного ≈ чуть ли не единственная претензия. Но это уже не наша проблема. Это ≈ к ним. Ведь второй жизни не будет...
А идеи вечного масштаба уже стучатся в сердца и будоражат умы новых «новых». А, стало быть, скоро прогремит кто-то по столице. И я ему рад!