«Если публика не желает прийти, ничто не может её удержать». Эти слова американского импресарио Сола Юрока заслуженно входят в число главных афоризмов, относящихся к театральному маркетингу. Как результат ≈ каждый спектакль или концерт заранее объявляется главным событием года ≈ самым лучшим, самым интересным. На подобную агрессивную рекламу постепенно вырабатывается иммунитет. Хочется подробностей, и где, как ни в интернете, их искать.
На что ориентируются зрители? На имена, названия, свои и чужие впечатления и воспоминания. Большой театр (www.bolshoi.ru) или МХАТ www.mxat.ru) – это бренды. И как бы ни ругали критики «Тартюфа» в МХТ или новую постановку «Кармен» в Большом в момент премьеры, по прошествии времени всё забудется, и залы будут полными. «Кармен» – хит по определению, в «Тартюфе» играют знаменитые артисты.
Театр оперетты (www.mosoperetta.ru) не только создал оригинальный мюзикл «Монте-Кристо», но и пригласил на партию Мерседес Валерию Ланскую и Анастасию Макееву, до премьеры известных в основном по телевизионному экрану. Влияние телевизионного присутствия огромно. Зрители нередко стремятся не на хорошие спектакли, а на спектакли с участием знакомых лиц, уговорить кого-либо пойти на просто хороший спектакль, если на сцене нет знаменитостей, очень непросто.
Исключения есть. Так, Международному театральному фестивалю имени А.П.Чехова (www.chekhov-fest.ru) гарантировано внимание. Заслужили. Неизвестность «из хороших рук» привлекательна. Продажа билетов на спектакли фестиваля, который начнется лишь будущей весной, уже началась.
Специальный театральный раздел имеет рекомендательный сервис Imhonet (imhonet.ru). Посетитель может оценить любой спектакль и на основе своих оценок получить рекомендации. Диапазон – от «хуже не бывает» до «лучше не бывает», оценок пока не очень много. Думается, когда их будет больше, средний бал сосредоточится в диапазоне от семи до восьми, то есть от «нормально» до «хорошо». Остается проверить. Использовать ли полученные рекомендации, каждый решает сам.