Заявленная тема несколько десятилетий исследовалась у нас под исключительно критическим углом зрения. Если капитализм был объявлен паразитическим и загнивающим, то и искусство его было таким же. Да ещё и бездуховным. Вот ещё понятие для меня труднопостижимое. Потому что о духовности/бездуховности говорили люди, разрушившие храмы и изгнавшие веру в Бога. Взамен они предложили веру в вождей, коммунизм и светлое будущее. Искусство социализма до поры до времени создавало альтернативную реальность, густо замешенную на энтузиазме и самопожертвовании.
И всё было бы хорошо, если бы капитализм загнулся окончательно от своих невыносимых недугов. Но вместо этого загнулся социализм. Причем первыми неизлечимость и бездуховность советского строя ощутили именно люди искусства. Ещё работали фабрики и заводы, ещё запускались спутники и ракеты, ещё создавались киноэпопеи и «шедевры соцреализма», а большому числу писателей, режиссёров, художников, артистов стало совершенно очевидным, что страна неизлечимо больна.
Вспоминаю, как Русский музей в 1935 году после смерти в нищете Казимира Малевича предложил его матери и вдове копеечную пенсию в обмен на все холсты художника. Многие годы этот жест выдавали за проявление заботы социалистического государства не только о художнике, но и о его семье. А по мне, так действие властей вполне себе капиталистическое. Акулье. Беспощадно расчётливое.
Искусство в России сегодня живёт новой жизнью. Оно дружит с государством на всех уровнях, получая финансирование во всё возрастающих объёмах. Оно подсело и на плотный контакт с частным капиталом. Люди искусства стали ходить по многим адресам. Раньше ≈ в идеологический отдел партии. Теперь ≈ не только.
Это идёт на пользу всем. Вкусов много, заказчики разные, площадок для демонстрации созданного с каждым годом всё больше.
Не всё то искусство, что таким хочет выглядеть. Спору нет. Так и раньше не всё было им, хотя выставлялось в музеях. Зато теперь никто ничего не уничтожает, бульдозеры никуда не посылает, людей не арестовывают и не высылают.
Я думаю, что при всей своей жёсткости капитализм ≈ более благоприятная среда для искусства. Потому что его главный принцип понятен любому: каждый за себя. Как на стороне производства, так и на стороне потребления. Это, наверное, и есть свобода. Свобода творчества.
Современный капитализм вступил в следующую фазу развития, когда предложение рождает спрос. Не спрос рождает предложение, что характерно для экономики дефицита, а дефицита больше нет. А именно предложение предопределяет спрос.
Для деятелей искусства, всех как на подбор индивидуалистов, это самая благоприятная среда для самореализации. Твори, создавай, предлагай. И купец найдётся. Он же ≈ зритель, ценитель, поклонник. И купцом он становится, когда вынимает из кармана денежку, чтобы её потратить на искусство. А это и есть то, что называется искомым словосочетанием: капитализм и искусство.