0
2899
Газета Колонки Интернет-версия

01.10.2008 00:00:00

Капитализм и искусство

Тэги: ремчуков, экономика, искусство


Заявленная тема несколько десятилетий исследовалась у нас под исключительно критическим углом зрения. Если капитализм был объявлен паразитическим и загнивающим, то и искусство его было таким же. Да ещё и бездуховным. Вот ещё понятие для меня труднопостижимое. Потому что о духовности/бездуховности говорили люди, разрушившие храмы и изгнавшие веру в Бога. Взамен они предложили веру в вождей, коммунизм и светлое будущее. Искусство социализма до поры до времени создавало альтернативную реальность, густо замешенную на энтузиазме и самопожертвовании.

И всё было бы хорошо, если бы капитализм загнулся окончательно от своих невыносимых недугов. Но вместо этого загнулся социализм. Причем первыми неизлечимость и бездуховность советского строя ощутили именно люди искусства. Ещё работали фабрики и заводы, ещё запускались спутники и ракеты, ещё создавались киноэпопеи и «шедевры соцреализма», а большому числу писателей, режиссёров, художников, артистов стало совершенно очевидным, что страна неизлечимо больна.

Вспоминаю, как Русский музей в 1935 году после смерти в нищете Казимира Малевича предложил его матери и вдове копеечную пенсию в обмен на все холсты художника. Многие годы этот жест выдавали за проявление заботы социалистического государства не только о художнике, но и о его семье. А по мне, так действие властей вполне себе капиталистическое. Акулье. Беспощадно расчётливое.

Искусство в России сегодня живёт новой жизнью. Оно дружит с государством на всех уровнях, получая финансирование во всё возрастающих объёмах. Оно подсело и на плотный контакт с частным капиталом. Люди искусства стали ходить по многим адресам. Раньше ≈ в идеологический отдел партии. Теперь ≈ не только.

Это идёт на пользу всем. Вкусов много, заказчики разные, площадок для демонстрации созданного с каждым годом всё больше.

Не всё то искусство, что таким хочет выглядеть. Спору нет. Так и раньше не всё было им, хотя выставлялось в музеях. Зато теперь никто ничего не уничтожает, бульдозеры никуда не посылает, людей не арестовывают и не высылают.

Я думаю, что при всей своей жёсткости капитализм ≈ более благоприятная среда для искусства. Потому что его главный принцип понятен любому: каждый за себя. Как на стороне производства, так и на стороне потребления. Это, наверное, и есть свобода. Свобода творчества.

Современный капитализм вступил в следующую фазу развития, когда предложение рождает спрос. Не спрос рождает предложение, что характерно для экономики дефицита, а дефицита больше нет. А именно предложение предопределяет спрос.

Для деятелей искусства, всех как на подбор индивидуалистов, это самая благоприятная среда для самореализации. Твори, создавай, предлагай. И купец найдётся. Он же ≈ зритель, ценитель, поклонник. И купцом он становится, когда вынимает из кармана денежку, чтобы её потратить на искусство. А это и есть то, что называется искомым словосочетанием: капитализм и искусство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
610
Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
1028
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
865
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
802

Другие новости