В середине 70-х годов прошлого века в Европе наконец решили заняться изучением механизмов лечебной методики, которую до тех пор одни считали шарлатанством, другие психотерапией на фоне восточной экзотики. Тем не менее иглоукалывание (а им и занялись исследователи) помогало практически всегда, но оказывалось бессильным при попытках вылечить наркоманов, которым параллельно вводились вещества, ослабляющие действие наркотиков.
Пожалуй, никто, кроме специалистов, сейчас не вспомнит, кому пришло в голову гениальное предположение, что наш организм способен сам вырабатывать вещества, по составу сходные с наркотиками. Когда выяснилось, что отдельные участки нашего мозга все-таки способны на это, полученные вещества сначала называли эндокефалинами (исходящими из головы), а когда определился их химический состав, во многом сходный с составом наркотиков, этим веществам честно был дано название опиоидных пептидов, или эндорфинов, то есть эндогенных морфинов.
Их роль в жизни нашего организма оказалась ошеломляющей. Ведь с их помощью осуществляется взаимодействие органов, они регулируют частоту дыхания, давление, от них зависит иммунитет, да и настроение человека во многом зависит от наличия или отсутствия в крови опиоидных пептидов. Например, влюбленный человек буквально переполнен эндорфинами – влюбленным в данный момент и так хорошо, остальным стоит вспомнить. А у хронически больного или просто несчастного человека легко определяется эндорфинная недостаточность.
Спросите, почему я в таком журнале и выступаю с такой статьей? А потому, что совершенно не вижу причин, мешающих с абсолютной точностью определять качество театральной постановки. Представьте – отгремели аплодисменты, закрылся занавес, и из бегущих к гардеробу зрителей выделяют тест-группу, производится забор крови, определяется содержание опиоидных пептидов, и их уровень публикуется, скажем, в журнале «Станиславский». И куда после этого деваться некоторым пафосным режиссерам, на чьих спектаклях, весьма раскрученных в прессе, через пару недель после премьеры дремлют гости Москвы в рамках выполнения культурной программы, а подольские школьники, приведенные в культуру, как солдаты в баню, на цыпочках исчезают в сторону ближайшего «Макдоналдса»?