Дебют, начало, премьера человека в искусстве ≈ тема, волнующая художников. Хотя при ближайшем рассмотрении оказывается, что дебют для большинства людей превращается в эмоциональный и психологический шок исключительно оттого, что дебютанты нагружают сами себя ожиданием, желанием триумфа. Ну, ещё, может быть, родственники сходят с ума от волнения и сводят с ума дебютанта. А триумфы вообще редко встречаются даже у мастеров, даже у тех, кого потом относят к гениям.
Ярких, незабываемых дебютов не так уж и много. Большинство сегодняшних звезд сцены появились в дебютных спектаклях незаметно. Да и если честно, то никто, кроме самих дебютантов, и не ждет от них чего-то сногсшибательного. Требования к дебюту у людей бывалых спокойные: не завали роль, продемонстрируй все, на что способен и много раз показывал на репетициях. Это ≈ как при защите кандидатской диссертации, от тебя не ждут открытий или даже решения конкретной проблемы ≈ это требование уже к докторским степеням. А кандидат наук должен продемонстрировать способность к научной работе. И всё.
С другой стороны, при колоссальном уплотнении времени, событий, ткани современной жизни удачный, заметный дебют сокращает время выхода на орбиту успеха и материального благополучия. Тебя раньше замечают и дают возможность проявиться в разных жанрах, в разных форматах, в разных аудиториях. И тогда возрастает вероятность того, что ощущение триумфа, которое вынашивал в себе дебютант, материализуется. А это добавляет к чувству собственного достоинства ту необходимую долю успеха, которая фиксирует удовлетворенность избранной дорогой в жизни.
Когда экономика на подъеме и твои ровесники, и одноклассники начинают быстро богатеть и менять машины на новые, когда отдых становится все более экзотическим, а стало быть, и дорогостоящим, сомнения начинающего артиста в избранной профессии усиливаются. Спутницы жизни редко воздерживаются от своего мнения по этому поводу. Ребята уходят в продюсеры, администраторы, менеджеры. А мы, зрители, теряем возможность встретиться с новыми Смоктуновским и Леоновым, Евстигнеевым и Борисовым, дебюты которых остались практически не замеченными публикой и критикой. Теряем безвозвратно.
Так что вполне возможно, дебют ≈ важная часть карьеры артиста. И нам надо быть к дебютантам доброжелательнее, что ли, снисходительнее, бережнее. Помня о том, что дебютант не спал ночь в ожидании триумфа. А у невыспавшегося человека редко что идёт так, как надо.