Главный театральный проект сезона ≈ такова саморекомендация, придуманная в Молодежном театре для «Берега Утопии». Обязывает...
Добраться до берега трилогии, поставленной Алексеем Бородиным, не так-то просто. Спектакль начинается в выходной в полдень. Первая часть, «Путешествие», длится два с половиной часа, другие ≈ примерно столько же. Зрители, не купившие программку до начала спектакля, бегут за ней в первом же антракте. Голова идет кругом от одного только перечисления имен: Бакунин, Станкевич, Тургенев, Огарев, Герцен, Белинский┘ А еще там обозначены даты и множество мест, в которых происходит действие.
Студенты, сидевшие рядом, смотрели на сцену с восторгом. Наверное, гуманитарии ≈ мысль во взоре на расстоянии видна. Зрители среднего и старшего поколения, видавшие классиков только на казенных портретах в школьных кабинетах, освежали свою историческую память и переживали жизненные перипетии реальных действующих лиц как обыкновенных людей. Длинный спектакль ≈ как сериал, за восемь часов успеваешь сродниться не только с соседями по ряду, но и с самими героями.
Три спектакля, пять антрактов. Народ разбредался по интересам. Одни в буфете сметали бутерброды, пирожные, напитки, мороженое. Кто-то выходил в перерывах на улицу подышать и размяться. Шопоманы скупали сувениры, книгоманы у киоска листали многочисленные издания Стоппарда. Отдаешь должное организаторам «главного проекта» ≈ подумали буквально обо всех. Впрочем, должное отдаешь и Стоппарду, проявившему неподдельный интерес к нашей истории, так, что его уроки (тишина на спектакле ≈ как на хорошем уроке) не воспринимаются нотацией, прочитанной с туманного Альбиона незрелой российской демократии... А еще он подумал об актерах, которым некуда и не с кем оставить на весь день детей: детских ролей в спектакле хватает, кажется, на всех. В общем, и под родительским присмотром, и при деле.
В 18 часов разошлись пообедать. Кто отправился в ставший родным буфет, кто побежал на улицу. В 19 часов вернулись не все. Билеты, кстати, продаются отдельно на каждую часть, так что зрительский напряг на собственной совести. Третья часть ≈ «Выброшенные на берег» воспринималась бы труднее, но на помощь приходит кофе... В общем, соглашаешься: ничего масштабнее в сегодняшней Москве не найдешь. Героическая труппа РАМТа в полном составе и счастливые дети, живущие не только за кулисами, но и на сцене, совершают по субботам обычный подвиг.