Аптека Итек представляет
Безумно в Датском королевстве! Человек всегда страшится и одновременно тянется к тому, чего не понимает - смерти и безумия. Проблема взаимоотношений внутреннего мира отдельной личности с окружающей реальностью, доведённая до крайности, магнитом притягивала помыслы величайших умов человечества. Помимо чисто научных исследований она с удивительной постоянностью возникает в литературном творчестве. Имеется довольно значительный опыт "психиатрического прочтения" произведений, даже предлагается специальный свой термин "художественно-аналитическая патография". При этом зачастую возникает выраженное неприятие литераторами психиатрических попыток объяснения "взлёта души человеческой" различными, зачастую весьма умозрительными, формами расстройств психики. Клиницисты же в свою очередь указывают на многочисленные ошибки и нелепости при художественном описании страдающей души, и говорят о "психологизации" безусловно, болезненных феноменов. Для нашей страны этот, казалось бы, довольно абстрактный диспут имеет особое социально-психологическое значение, в связи с исторически сложившимся настороженно-неприязненным отношением к психиатрии, как к инструменту некого насилия общества над личностью. В этой связи даже весьма упрощённый психопатологический анализ отдельных произведений и конкретных образов позволяет в какой-то степени объяснить место конкретной медицинской дисциплины в складывающейся веками системы общественных отношений, а в целом ряде случаев представить иной взгляд на постулируемые нравственно-этические аспекты описываемых событий и их героев. Обращаясь, например, к трагедии В.Шекспира "Гамлет" возникают банальные вопросы: "Болен ли принц датский?", "Какое значение это имеет для оценки происходящих событий?", "Возможно ли было предотвратить трагедию?". На первый из них, безусловно, можно ответить утвердительно. Этот художественный образ обнаруживает значительное количество признаков, определяющих выраженное психическое расстройство. Во-первых, это глубоко интровентированная, обращённая вглубь своего внутреннего душевного мира личность, находящаяся в состоянии выраженной психогенной депрессии. Гамлет терзается по сути неразрешимыми, вечными вопросами о смысле бытия, своём месте в глубоко презираемом окружающем мире, при этом отмечаются выраженные суицидальные тенденции и только страх божий удерживает его от самоубийства. Его мучительные размышления достигают апофеоза в знаменитом внутреннем монологе "Быть иль не быть?". Не вдаваясь в теоретические и методические оценки и квалификацию душевного состояния принца, по современному законодательству большинства государств, включая наше, он должен был бы быть освидетельствован или госпитализирован даже по мимо воли. Но в этом случае не было бы трагедии и не было сюжета и его гениального художественного воплощения. Далее возникает довольно путанная и алогичная история с появлением призрака отца, то его видят четыре персонажа, но общается он только с принцем, открывая чудовищное преступление. То он появляется во время страстного по форме, крайне жестокого по существу объяснения с королевой и воспринимает его только Гамлет - "Ты смотришь в пустоту, Толкуешь громко с воздухом бесплодным┘". Принц одержим жаждой возмездия, воспринимая и трактуя всё происходящее "через призму гнева". Клинически это возможно оценить как галлюцинаторно-бредовое состояние, во время которого он совершает преступление - убивает Полония (отца своей возлюбленной), как "крысу" и закапывает его как собаку. С этого мгновения его обязаны изолировать от общества - "Быть по сему. Влиятельных безумцев шлют в тюрьму". Обращает внимание дисгармоничность эмоционального склада принца, которая определяется психиатрами как "дерево и стекло", крайняя ранимость и чувствительность к своим внутренним эмоциональным переживаниям, в сочетании с абсолютным безразличием и даже раздражением к чувствам окружающих. Он ни мгновения не задумывается об Офелии, которую смерть отца сводит с ума и, возможно, доводит до самоубийства (она-то уж, безусловно, нуждалась в экстренной помощи). Отправляет на смерть бывших товарищей Розенкранца и Гильденстерна, не подозревающих, что сопровождают Гамлета в Англию на погибель. Набрасывается на убитого горем Лаэрта, за то, что он посмел экспрессивно выражать отчаяние - столь ничтожные, по сравнению с его страданиями, чувства. Следует заметить, что у принца бывают и мгновения просветлении, так называемые "люцидные окна", когда он сомневается, кем послан ему призрак отца, или предлагает дружбу Лаэрту, объясняя своё поведение "затменьем сознания" и прямо настаивает на своей невменяемости: "Кто ж этому виной? Его безумье". А в итоге брутального столкновения неординарной личности с миром гибнет мать Гамлета, Лаэрт, ненавистный Клавдий и погибает он сам.
Но как? Что переполняет истерзанную душу в последние мгновенья? Он заклинает Горацио, чтобы тот непременно поведал этому ненавистному миру о его страданиях: "Ты жив. Расскажешь правду обо мне Непосвящённым", "Бесславием покроюсь я в потомстве, Пока не знает истины никто!". А заодно завещает трон. Кому? Фортинбрасу! Заклятому врагу Дании, чьи войска по странному стечению обстоятельств в пик трагедии оказываются у стен Эльсинора. Принц датский разрушает все государственные достижения своего отца, безумная, страстная любовь к которому легла в основу катастрофы. Так о чём пьеса? О великой трагедии или блестящей политической интриге? Кто Гамлет? Безумец, воспалённый разум которого рискует касаться основ бытия? В этом случае многое, если ни всё объяснимо. Болезнь расставляет нравственно-этические акценты. А если это вариант нормы, что же это за система ценностей личности, сделавшей его кумиром миллионов на протяжении столетий? Так можно было бы спасти десятки жизней и Датское королевство? Да. Если бы господь послал ей не труппу артистов, а бродячего психотерапевта.
Профессор, ведущий научный сотрудник РАМН Владимир Чубаровский
1. Все цитаты по «Гамлет», Уильям Шекспир, перевод Б.Пастернака.
Собр. соч. Т. 8. ≈ М.: Итербук, 1994. С.5–162.