Для меня, как и для многих людей моего поколения, идеальным театром советского времени был Театр Товстоногова. Мы считали, и, я уверен, не ошибались, что Товстоногов не только великий режиссер, но и великий организатор театрального дела. Но вот что интересно. Много лет назад в газете «Известия» было опубликовано интервью с Олегом Басилашвили, в котором он рассказал о том, как во время последних при жизни Георгия Александровича гастролей то ли в Риге, то ли в Вильнюсе у него с Товстоноговым состоялась доверительная вечерне-ночная беседа. И тогда, к удивлению Олега Валерьяновича, он услышал от мэтра сакраментальную фразу: «Будущее театра за антрепризой».
Недавно в одном из фестивалей «Балтийские сезоны» в Калининграде участвовал спектакль «Квартет». Это постановка БДТ, в которой были заняты Кирилл Лавров, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих и Зинаида Шарко. Последний спектакль состоялся в день 81-летия Кирилла Юрьевича. Естественно, что после спектакля я устроил застолье. И в этот вечер, в основном посвященный Кириллу Юрьевичу, я нашел время и обратился к Басилашвили: «Олег Валерьянович. Я храню ваше интервью, для меня очень важно все, что говорил Товстоногов┘» Басилашвили живо отреагировал и охотно стал пересказывать мне свой давний разговор с Товстоноговым. Он мне повторил, что Георгий Александрович считал: будущее за антрепризой, может быть, даже за отвратительной антрепризой. Но по мнению Товстоногова, этап антрепризного театра необходим, чтобы выйти к созданию нового художественного театра. Имелся в виду не конкретный Московский Художественный театр, а художественный театр как явление, как художественный организм.
Каким же мудрым провидцем надо было быть, чтобы тогда, когда еще не пахло ни перестройкой, ни рынком, когда еще не было никаких предпосылок для появления иных организационных форм театра, предугадать сегодняшнюю ситуацию. В которой, если честно, мы, ныне живущие, разобраться не можем, а чаще не хотим. Мы все время блефуем, выступая с защитой репертуарного театра, а по сути ≈ защищаем модель советского стационарного театра. Мы делаем вид, что ничего не изменилось, и продолжаем жить по-старому, закрывая глаза на то, что в российском театральном процессе происходят серьезные изменения. Мы игнорируем появление людей, которые оказались способны по-новому организовать жизнь театра. Считается, что главное достижение советского театра ≈ это театр-дом. А люди вроде меня театр-дом разрушают. При этом все забывают, что на улице новое время и новая жизнь, которые требуют перемен и в театре. И они уже есть, эти перемены. Сегодня публика не только приобщается к высокому в «театре-храме», но еще и ждет от театра яркого зрелища. Появилась альтернатива воспетой К.С. Станиславским модели «театра-дома», где, как все помнят, коллектив единомышленников должен «сплотиться, держаться и крепнуть только на основе личной любви и симпатии». Возник другой образ театра ≈ это «театр-купе», в котором вместе едут к конечной цели путешествия, часто на ходу приспосабливаясь друг к другу. Хорошо это или плохо, я судить не берусь, но это ≈ реальность, от которой бессмысленно отворачиваться.