ВОПРОС:
На выборы, когда идет голосовать, избиратель, можно сказать, с ног до головы в предвыборных обещаниях, каждый кандидат познакомил его со своей программой и т.д. В театре, кстати, примерно то же самое происходит: зрителя со всех сторон окружает яркая реклама, обещающая, что все будет хорошо, очень красиво, играть будут только звезды. Короче говоря, как бороться с манипуляциями?
ОТВЕТ:
В преддверии выборов проводится агитация, которая требует, как и всё в гражданско-правовом обществе, соблюдения правил, требований, иначе ≈ Закона.
Проводить аналогию с искусством, а в частности с театром, не так уж и сложно. Не очень хочется говорить о возможных манипуляциях в этой области, но они возможны.
Есть модное теперь понятие промоушн, и для того, чтобы продвинуть тот или иной продукт (спектакль, мюзикл и т.п.), нас могут ввести в заблуждение.
Прецедентов по таким процессам нет в силу окружающей нас реальности. Конечно, вряд ли стоит все доводить до абсурда, иначе есть риск быть похожим на персонаж Аркадия Райкина: «Дурят нашего брата», но, увы┘
Даже если не говорить о качестве, пусть мюзикл будет мюзиклом, оригинал оригиналом, а художественная ценность ≈ дело относительное.
Манипуляции в рекламе случаются, но последствия их, слава Богу, меньше, чем манипуляции общественным сознанием. «Что наша жизнь? ≈ Игра!»