Мы долго были отрезаны от всего мира. Первыми выехали на гастроли артисты Большого театра в 1956 году. Большой был очень хорошо принят в Югославии.
Антрепренер Добни, который организовал гастроли Большого, затем обратил свой взор и на МХАТ. Он пересмотрел наши спектакли и предложил везти Чехова «Три сестры». Правда, антрепренер посетовал, что наши актрисы немножко переросли свои роли (играли Тарасова, Еланская и Степанова), и пообещал театру гастроли и успех в Англии и во Франции при условии, что три сестры будут молоденькими.
Почти на следующий день в театре вывесили новое распределение, в котором меня назначали на роль Маши. Я расстроилась: мне казалось, что я должна играть Ирину. Потом поняла, что это за роль средней сестры.
В 1958 году мы поехали в Лондон, потом во Францию и дальше по всему миру. В 1959-м ≈ Япония, в 1965-м ≈ Америка. Успех был грандиозный!
В нашу честь устраивали роскошные приемы. В Англии нас пригласили в гости Вивьен Ли и Лоуренс Оливье. Во Франции нас принимал министр культуры. Но чувствовали мы себя не очень уютно. Приходил важный официант с подносом, и надо было самим все взять, положить на тарелку. Мы не знали, как. В другой раз принесли розеточки, в которых плавал лимон. Мы долго переглядывались и догадались, что розеточка для того, чтобы ополоснуть руки.
Но как же мы всего боялись! С нами ездил не только директор, но и специальный человек, который следил, чтобы мы правильно себя вели. Нас предупреждали, что могут быть провокации, что в отелях нельзя разговаривать, обсуждать наши проблемы. Нам говорили, что кроме цветов никаких подарков брать нельзя.
И вдруг в Америке ко мне в номер стучат. Я открываю – посыльный с большой коробкой, завернутой в золотую бумагу, и такой же коробкой поменьше.
Я в ужасе закричала: «No! No! No!»
Посыльный мне строго в ответ: «No!»
Оставил возле двери и ушел.
Я бегом к директору: «Что мне делать?»
Директор меня успокоил: «Это же подарок, чего же вы боитесь?!»
Оказалось, какая-то американская пара преподнесла мне прелестную шубку со шляпкой. Я долго в ней пижонила.
В 1969-м, через десять лет после первых гастролей, нас вновь пригласили японцы.
В Японии у меня были замечательные поклонники: Рото-сан ≈ профессор Токийского университета и Накаяма-сан ≈ терапевт. Увлеченные «Тремя сестрами», Чеховым и русской культурой, они каждый год приезжали в Россию праздновать Рождество.
Теперь приезжает сын Накаяма-сан Тоцу. Он режиссер и в Москве проходил практику в ГИТИСе.
Я спрашиваю:
≈ Тоцу, вы тоже мой поклонник?
≈ Конечно!