Карточные игры как контекст вскрытия пороков человека давно привлекают внимание драматургов, режиссеров, артистов. Но игра в карты позволяет вызнать про человека не только порочное, но и больное. И больного больше, чем порочного. И эта болезнь не идентифицируется вне игры: человек как человек, правда иногда любит носить темные очки, даже когда солнца нет. Но мало ли что, может, слизистая воспалилась от чрезмерной работы за компьютером?
Что происходит с человеком, зараженным вирусом карточной игры? Почему дрожат руки? Почему он настойчиво, сметая все преграды, рвется к игровому столу? Почему, взяв в руки карты, сразу успокаивается и, пока не проиграл сильно, выглядит уверенно и даже шикарно, как любой человек на «своем месте»?
Почему человек может стать больным или вообще даже потерять человеческий облик от игры? Ведь игра ≈ не алкоголь, не никотин, не наркотик, то есть не материально-вещественная субстанция, поступающая в организм и воздействующая на органы внутри нас физиологически, биохимически, физически.
У меня был университетский приятель, доцент, сильно поднявшийся в начале 90-х материально. Санек не вылезал из американских университетов, делал какой-то совместный бизнес, быстро заработал миллион. Всегда загорелый, поджарый, с красивой сединой, вальяжный под тяжестью толстого бумажника, любитель и любимец женщин.
А недавно случайно встретились, он начал суетливо предлагать вложиться в строительство нового дома в центре Москвы, у него, мол, все схвачено, срочно нужны деньги для старта, проект сулит тысячепроцентную прибыль. Я удивился, почему такое счастье предложено мне, человеку случайному в его жизни вообще, да еще и при абсолютно случайной встрече в частности. Санек посмотрел на меня хитрыми глазами и ответил, что всегда ко мне хорошо относился, с доверием. А в таком деле доверие ≈ наиглавнейшая вещь, ведь правда? «Правда», ≈ согласился я и пообещал подумать. «Только быстрее, ≈ поторопил он меня, ≈ я тебе вечером перезвоню за ответом». ≈ «Звони», ≈ согласился я.
А сам решил позвонить в университет общим знакомым, он раньше работал на соседней кафедре, навести справки про моего внезапного благодетеля. Попал сразу на декана, который при упоминании имени моего приятеля выругался коротко и жестко. Оказалось, что Санек, будучи его замом по школе бизнеса, похитил крупную сумму денег и скрылся. Когда нашли, выяснилось, что это декану похищенная сумма казалась крупной, Санек наделал многомиллионных карточных долгов, кинув по пути несколько финансовых структур. Его хотели убить, он продал все квартиры, включая квартиру бывшей жены и единственного сына, драгоценности, машины. Вроде отбился, а может, просто получил отсрочку┘
Оказалось, что Санек ≈ карточный игрок. В советское время все лето сидел на третьем пляже в Серебряном Бору и играл в карты. Когда появились казино и шальные деньги, он пропал. Не пил, не курил, девочками не интересовался ≈ играл.
Так что игроки ХХI века ≈ реальность, и притом наиинтереснейшая. Мне хочется смотреть спектакли на эту тему, хочется узнать что-то новое про человека, чего я пока не знаю. И хотя кажется, что после Пушкина, Гоголя и Достоевского ничего нового в знании о человеке быть не может, а все равно хочется. Потому что страсти, порождаемые игрой в карты, притягательны для наблюдателя скорее не силой и глубиной, они-то как раз неизменны, а формами проявления в соответствии с реалиями нашей эпохи. И театр ≈ лучшая площадка для этого.