0
434
Газета Колонки Интернет-версия

01.08.2007 00:00:00

Теперь семьями не ездят

Давид Смелянский

Об авторе: директор Российского государственного театрального агентства


В советское время гастроли всегда были неотъемлемой частью жизни театра. Они планировались заранее, и планировались в Москве. Со всех концов страны съезжались в столицу директора театров, чтобы попасть в общий график, который составляли специальные руководящие органы. Гастроли не были частным делом театра, и потому сегодня, когда нет государственной политики в области театрального искусства, они рухнули вместе со многим другим, что составляло естественное состояние театра. У меня нет ностальгии по прошлому, не считаю, что все, что было раньше, изначально лучше. Но я знаю, что гастроли ≈ это кровеносная система театров, и я понимаю, чего лишились театры, в своем большинстве потерявшие возможность больших гастролей, а не выездов с одним-двумя спектаклями.

Во-первых, гастроли служили катализатором актерской миграции, которая необходима для обновления театров. Именно на гастролях артисты получали приглашение в другие театры: режиссеры находили своих актеров, актеры ≈ своих режиссеров. Как ни странно, новое время свободы обернулось своего рода крепостным правом ≈ сегодня артисты привязаны к своему театру, к своему городу до конца жизни. Приход нового художественного руководителя в театр, который вправе заниматься обновлением труппы в соответствии со своим художественным видением, означает для многих конец профессиональной деятельности. С другой стороны, против режиссера, который приходит строить свой театр, объединяется труппа, для которой самое главное любой ценой сохраниться в том виде, в каком она существует десятки лет. (Конечно, есть и социальные аспекты этой проблемы ≈ низкие зарплаты, отсутствие жилья, возможности выехать в другой город и т.д.)

Второе. Гастроли давали театрам возможность самооценки, понимания кто есть кто. На гастролях происходила расстановка сил в труппе, новая публика определяла место каждому.

Третье. Благодаря длительным гастролям, а, как правило, театр выезжал на один-два месяца, в городе обновлялась культурная жизнь. И, наконец, гастроли были частью эмоциональной жизни театра, они объединяли ≈ на месяц выезжала одна большая семья, брали с собой детей, внуков. В те времена везли продукты и плитки, готовили в номерах, в которых проводили ночи в беседах о театре, встречались с коллегами из других городов.

Многие считают, что фестивали, которых день от дня становится все больше, заменили гастроли. Но это не так. Гастроли были своего рода «отчетом всего коллектива о проделанной работе за год». Для участия в фестивале необходим один спектакль, сделанный в «фестивальной эстетике» и претендующий на премию. Это очень разные вещи. Самоощущение театра на гастролях и на фестивалях очень разное.

Мне кажется, что возобновление гастролей существенно бы повысило общий художественный уровень российского театра. Но это возможно только тогда, когда начнет действовать государственная структура, которая будет осуществлять гастрольную политику.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2030
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1297
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
961
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1264

Другие новости