Театр вне стен театра. Мы сталкиваемся с этим явлением повсеместно. Ведь театр ≈ это когда люди играют разные роли. У меня есть старинное нэцкэ человека, обвешенного различными масками. Смысл ее: человеку надо иметь тысячу лиц, чтобы успешно прожить жизнь. И эти разные лица одних и тех же людей мы видим каждый день. Игра длиною в жизнь!
Моя дочь Варя считает, что участие в домашнем театре для многих предшествует походу в настоящий театр. Начинается с новогодних утренников в детских садах, начальной школе, когда самый бойкий мальчик в классе ≈ обязательно Дед Мороз, а все девочки, известно еще из «Денискиных рассказов» Драгунского, хотят быть в костюмах Снежинок. Самая красивая и глупая, вертлявая и манерная обязательно станет Снегурочкой┘
Каждый классный руководитель ≈ режиссер, с собственным сценарием и четким видением кульминации: «Елочка, гори!»
Варя рассказывает, что у нее в школе вокруг театра бушевали недетские страсти. Московские фестивали школьных театральных студий, битва за первое место, козни, интриги, тайные театральные пристрастия начальства из РОНО ≈ все всплывает на поверхность под конец года.
А до этого ≈ четыре четверти репетиций, когда главный идейный вдохновитель и режиссер театральной студии ≈ учитель математики, а игра в массовке может существенно повлиять на оценки по алгебре.
Престиж класса во многом определяется коэффициентом участия во всевозможных спектаклях, праздниках букваря, КВНах, творческих вечерах памяти Роберта Бернса. Прослушивание, два состава, битва за главную роль, еженедельные многочасовые репетиции, свесив ноги с парты, творческие разногласия, гимнастический конь как элемент декораций ≈ все по-взрослому. Сыгравшая Джульетту Варина знакомая десятиклассница Алиса Василёхина до сих пор носит в карманчике маленькую ручку для раздачи автографов, а школьный режиссер-математик Степанида Евгеньевна при каждой встрече выпускников обращает внимание на дикцию своих бывших актеров. А они шепелявят теперь уже, потому что зубов нет.
В университете есть театр, но первенство по популярности держит КВН. Я думаю, из-за акцента на импровизацию, в соответствии со студенческим темпераментом. Любая презентация на улице ≈ тоже театр. Их много, они разные, иногда талантливые, интерактивные, с подключением к действу гостей. Никогда не забуду представление жемчужных украшений в японском уголке Ботанического сада. Мы бегали по мостикам, прятались в беседках, смотрели на камни, созерцали закат. Это было талантливо. А потом выяснилось, что все это задумал и поставил очень известный режиссер. И стало понятно, что хорошо нам было потому, что импровизация оказалась блестящей режиссерской домашней заготовкой. Без режиссера даже уличный театр может легко превратиться в балаган.
Тяга к сцене и не то чтобы к славе, а скорее к общему творческому буйству присуща в нашей стране всем тем, у кого есть хотя бы пара квадратных метров, которые можно приспособить под сцену. А если этих метров больше, то в театр превращается все!