Я с огромным интересом прочел в последнем номере «Станиславского» высказывания многих известных деятелей театра о том, каким будет театр в 2017 году. Но в этих размышлениях было упущено, на мой взгляд, главное ≈ вопрос школы, во многом определяющий будущее театра.
Сегодня на продюсерский факультет приходят люди, которые не знают, на какой улице находится МХАТ, кто такой артист Ульянов или режиссер Ефремов. И даже те, кто готовился к экзаменам, имеют смутные представления о том, какой профессии они собираются учиться. Товстоногов утверждал, что на режиссерский факультет должны поступать люди, уже получившие одно высшее образование. Я считаю, что и на продюсерский факультет могут поступать только те, за которыми уже есть некий опыт, пусть жизненный и человеческий опыт, даже не профессиональный. Но сегодня по правилам высшей школы второе образование может быть только платным. В результате девочки и мальчики, пришедшие после школы, мало понимающие, что такое театр, часто, заканчивая институт, уходят в никуда. Наиболее прыткие устраиваются в богатые фирмы, кто-то в кино или на телевидение, уходят в шоу-бизнес, и очень мало народу идет в театр. И второе. Необходимо пересмотреть концепцию обучения продюсеров. В 70-е годы в Ленинграде усилиями Юфита и Сорочкина было создано отделение организации театрального дела. Тогда это было революцией ≈ впервые занялись подготовкой профессиональных кадров для административного аппарата театров. Но прошло уже столько времени, не единожды менялись организационные формы театра, они и дальше будут меняться. Поменялся зритель и его мировоззрение. Мне кажется, всем понятно, что сегодня существующее устройство репертуарного театра устарело и нужны люди, которые смогут его обновить. Для этого надо их выучить в соответствии с новыми требованиями, которые ставит нам жизнь. И делать это надо уже сейчас, не дожидаясь 2017 года.