Кассиром я работаю уже 15 лет, из них 9 ≈ вместе с дочерью. Среди кассиров много династий: мамы с дочками, скоро будут бабушки с внучками. Очень интересная работа.
Наша касса ≈ номер 1 в Москве. Существует с момента создания Московской дирекции театральных касс. Всегда была на хорошем счету: здесь большой поток. Публика у нас замечательная. Больше приезжих. Даже сейчас, когда ближайшие гостиницы ≈ «Москва» и «Россия» ≈ закрыты на реконструкцию.
Раньше наша касса была еще более популярной. Когда билеты еще были бумажными (сейчас вся продажа ≈ через компьютер), мы продавали по 50–70 билетов в день. Сегодня продаем процентов на 70 меньше. Почему? Во-первых, в театр стали меньше ходить. А во-вторых, Москва расползлась, появилась жизнь и на периферии. Сейчас можно купить билеты недалеко от дома.
Хотя все равно, все по привычке едут в центр: на Красную площадь, в Александровский сад. И всем нужны билеты на сегодня, завтра, послезавтра. Так что специфика кассы: ближайшие два-три дня. Заранее покупают только москвичи, которые работают поблизости.
Наибольшей популярностью, как известно, пользуются театры «Ленком», «Современник», Сатира, Моссовет, «Сатирикон», МХТ им. Чехова. Но все еще зависит от спектакля. «Слишком женатый таксист» в Сатире, «Юнона» и «Авось» в «Ленкоме» ≈ на такие спектакли надо покупать билеты минимум за месяц. А лучше за полтора. К антрепризе, пожалуй, сохраняется настороженное отношение. Хотя очень многие антрепризы уже пользуются спросом: все зависит от актеров. Кстати, иногда даже на аншлаговые спектакли билеты появляются и за два-три дня до спектакля: бронь, которую не выкупили, снова пускают в продажу.
Из альтернативы классика ≈ современная пьеса, мне кажется, большей популярностью пользуется все-таки классика. Островский, Чехов, Гоголь. Из современных авторов сейчас много ставят пьесы Птушкиной, Куни. Хорошо идут спектакли, поставленные Трушкиным.
Из людей, покупающих билеты, процентов 80 ≈ женщины. Мужчин вообще сложно отвести в театр. Многие женщины просят: «Дайте мне билеты на такой спектакль, чтобы мужу было не скучно, чтобы он меня потом не ругал». Чаще всего просят «что-нибудь, чтобы посмеяться», и очень редко ≈ что-то серьезное. Публика очень разная.
Помню, я вывешиваю афишку: «Современник», Б.Шоу, «Пигмалион». Подходит девушка: «А что это у вас за Большое шоу в «Современнике»?»
Или: «Мертвые души»? Знаем. Островский написал». Я даже не возражаю. Клиент всегда прав.