Театральный критик так часто ходит в театр, что удивляется, когда туда ходят другие. И надо же, публика посещает не только премьеры! Ведь спектакли живут по 10–20 лет, а то и больше, прежде всего благодаря зрителю. Об этой-то ежедневной непарадной жизни театра наш брат критик совсем не пишет, если только не случается экстраординарного происшествия, когда службы театра набирают 01, 02 или 03. Не пишет и ≈ не знает.
В этом номере «КС» пробует новый жанр: мы даем портрет Театра им. Вл. Маяковского. При подготовке материала редакция столкнулась с непремьерной реальностью. Из двух попыток соприкоснуться с творчеством известного телеведущего Андрея Максимова, в другой своей жизни ≈ драматурга и режиссера, ни одна не оказалась удачной. Спектакли отменялись без объявления причин. А ведь Максимов для Сергея Арцибашева ≈ как Чехов для Станиславского, даже больше. Чехов только писал, а Максимов и пишет, и ставит, и с худруком то по телевизору, то по радио разговаривает. Взял, можно сказать, на гарантийное обслуживание.
Пьесу А.Максимова в постановке А.Максимова «День рождения Синей бороды» 16 марта на сцене филиала заменили на «Бермуды» Юрия Юрченко. «Проходите, проходите, ≈ зазывали работники театра. ≈ Спектакль хороший. Идет 1 час 30 минут без антракта, проходите». Вероятно, «Бермуды» в репертуаре держат как раз на такой случай. Коротко и... недорого. В пьесе всего два персонажа, Он и Она. Режиссер В. Данцигер, правда, усложнил задачу проката, но не сильно, посадив двух музыкантов вживую аккомпанировать действию. На постановочные расходы тоже сильно не тратились: какой там замок богатой иностранки?.. Вроде бы границы сегодня открыты, и сам худрук разъезжает по Москве в дорогом автомобиле представительского класса, а все не могут сыграть у нас американскую жизнь. Выдаёт то старый торшер со склада, то бутылка советского шампанского...
Между тем именно Театр Маяковского, как-то так вышло, еще при прежнем художественном руководителе Андрее Гончарове, стали называть «московским Бродвеем». И билеты, утверждают в Дирекции театральных касс, продаются в Маяковку лучше, чем во все остальные театры. Что такое «московский Бродвей» сегодня? Когда у многих появилась возможность побывать на настоящем Бродвее, сравнить его с офф-Бродвеем и даже ≈ с офф-офф...
Капельдинерам Театра им. Вл. Маяковского надо бы приплачивать, поскольку они вынуждены по совместительству работать службой охраны. Зорким недремлющим оком следят они за поведением подростков. Признаться, реакция последних заставила вспомнить публику 70-х в открытых летних кинотеатрах в Сухуми, когда местная молодежь выражала дикий восторг перед любовными сценами. Походы в кино, на пляж заменяли отсутствие сексуальных услуг. Сейчас с последним вроде бы нет проблем. Однако в силе «сухумского эффекта» в филиале театра в центре Москвы можно убедиться воочию. Пачками посредине действия встают, выходят ученики старших классов. «Обратно не пущу», ≈ шипит капельдинер. «Мы пописать», ≈ оповещает зал молодежь.
После спектакля в фойе можно насладиться выставкой вышивки. Крестиком вышит Боттичелли, Климт, можно приобрести ювелирные изделия из полудрагоценных камней, а можно, конечно, всем этим пренебречь и поспешить в гардероб ≈ взять пальто и на воздух. 1 час 30 минут ≈ хороший спектакль!