«Мы больше не доверяем Левшиной и Дадамяну, их нельзя включать в комиссию», ≈ прогремело из зала. Кто-то истерично предложил: «Надо писать президенту!» Робкое сверху: «Левшина и Дадамян нас всех учили! Как так можно?» ≈ потонуло в общем гуле. Зал шумел, не желая никого слушать. Елена Александровна стояла у трибуны на сцене, она была растерянна, но мужественно продолжала говорить, думая, что ее железная логика может победить эмоции. Это происходило в мае, на Всероссийском форуме «Театр: время перемен». С тех пор прошло немного времени. Закон об автономном учреждении, из-за которого тогда кипели страсти, благополучно принят. Принят с теми нужными поправками, за которые так билась Елена Александровна. Может быть, именно это дело Левшина поставила последним, из числа тех, что ей нужно было успеть завершить. В январе ее не стало.
Правильно кто-то сказал ≈ мы верим только в те страдания, от которых умирают. О том, что Лена неизлечимо больна, мало кто знал. Она была из той человеческой породы, которая не допускает жалости к себе. Лена окончила математико-механический факультет Ленинградского университета и театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. У нее был ясный блистательный ум математика, наверное, поэтому она поражала точностью формулировок, неумолимой логикой доказательств, умением проследить причинно-следственные связи того или иного явления. Театральным людям слушать ее было трудно, требовались определенные усилия, чтобы поспеть за ее мыслью. Она сама признавалась, что ее выступления нуждаются в переводе на общечеловеческий язык. Смеясь, рассказывала, чем однажды закончилась ее попытка помочь племяннице написать сочинение. Но тем не менее ее слушали во всех уголках страны, на ее семинары приезжали из разных городов России. Она учила директоров и администраторов, работников министерств и чиновников из управлений культуры, она участвовала в разработках самых серьезных государственных программ. Елена Левшина была бесспорным лидером, она объединяла театральную Россию, стараясь упорядочить экономическую составляющую в жизни театра, тем самым облегчив его существование и тех людей, что в нем работают.
С уходом Лены Левшиной завершилась целая эпоха, которую открыл в нашем театре легендарный Анатолий Зиновьевич Юфит. Мы все ей обязаны, и сейчас, когда мне предложили вести колонку, я подумал, что мой первый рассказ должен быть посвящен Елене Александровне Левшиной. Может, для начала не столь эффектно, но зато честно.