≈ Ваша Варя жила в театре, когда была маленькая?
≈ Да. Когда я принесла ее первый раз в театр, ей было месяца два. Пока я играла, в гримерке раздавались ее дикие вопли. Потом, когда она подросла и стала заниматься музыкой, времени не осталось на то, чтобы проводить его со мной в театре.
≈ У Вари не возникло отторжения от театра?
≈ Нет, она спокойно жила тут и потом так же спокойно отошла от театра. Когда, конечно, мы ездили на гастроли и Варя каждый день смотрела из рубки, допустим, «Волки и овцы», зная текст и музыку наизусть, ей было трудно сохранить в себе восхищение. Она любит приходить в театр, когда играет в «Мнимом больном». Варя чувствует себя частью коллектива, что она своя. Сейчас переживает, что ее скоро могут снять со спектакля, она же растет, и когда я ей говорю: «Варя, это, наверное, последний сезон», ≈ то ребенок испуганно отвечает: «Как? Мне же сказали, что платье удлинят┘»
≈ Вы стараетесь воспитывать в ней театральный вкус?
≈ Да. Вожу ее на хорошие спектакли. Варя очень любит спектакли Сергея Женовача. Я сомневалась, вести ли ее на «Захудалый род», в общем, взрослый спектакль, но она смотрела с удовольствием. Ей скорее бывает скучно на детских спектаклях. Я стараюсь водить ее на спектакли и давать читать книги, которые будили бы в ней эмоции, учили сопереживать.
≈ Сейчас в театре есть спектакли с откровенными сценами насилия┘
≈ Нет, на это мы не ходим. Хотя┘ На фестивале студенческих спектаклей я повела ее на «Пролетая над богоугодным заведением» по «Ревизору». Она не особо хотела, но я уговорила ее, сказав: «Посмотришь спектакль, пьесу не надо будет читать». Там все было обито стегаными матрасами и стоял такой мат-перемат!.. Но она не особенно на это реагировала. А после спектакля сказала: «Все-таки придется пьесу прочитать».
≈ А детские театры посещали?
≈ Да, ТЮЗ, РАМТ. И сами, и с классом.
≈ Есть мнение, что, когда дети играют на сцене, у них пропадает очарование театром. У вас не было опасений на этот счет?
≈ Я вообще не хотела, чтобы она участвовала в спектаклях. Нам предлагали играть уже давно, но это занимает очень много времени, которого у нас нет. Школу и так пропускаем, занимаемся музыкой, ездим на гастроли┘ Но здесь как-то так получилось┘ Мне сказали: «Ты ведь все равно на гастроли поедешь┘» Потом Сергей Васильевич Женовач спросил ее: «Ну что, Варя, где легче: в театре играть или на скрипке?» Она ответила: «Конечно, в театре! Здесь мы почитали, мне Сергей Васильевич сказал: «Молодец, Варечка, пойдем чаю попьем». И потом, ее здесь очень любят. Первый тост, который Василий Иванович Бочкарев произносит, ≈ за Варю.
≈ У нее есть какое-то свое место в гримерке?
≈ Да, свой стол.
≈ Над ролью она трудно работала?
≈ Вы знаете, это все было как-то так естественно, у нее не было проблем. Женовач даже говорил своим студентам: «У меня ребенок в 11 лет импровизирует на сцене!» Ей не делали никаких замечаний и указаний. Единственное, просили только разворачиваться немножко на зал, чтобы ее было видно.
≈ Артисткой не собирается стать?
≈ Нет, она играет на скрипке, уже стипендиат фонда «Новые имена», ездит с концертами. Будет скрипачкой.