≈ Как появилась идея Лиликанского театра?
≈ Мы сидели на большом дереве в парке Амстердама, где были на гастролях, и вдруг почувствовали себя маленькими людьми. И мне пришла в голову идея театра, который приехал на гастроли из маленькой страны, которой нет на карте. Эдакая Швамбрания. Лиликане ≈ маленькие (не больше мизинца) жители этой страны, не смогли подобрать в Москве театральную площадку нужного размера, поэтому нам пришлось выстроить ее для них.
Первый вариант Лиликанского театра помещался в комнате. Гости входили и попадали в маленький зальчик. В партере было место для 12 больших зрителей. Остальные зрители были лиликане. Мы арендовали площадку в подвале театра «Вернисаж» и каждый день играли спектакли.
Сейчас Лиликанский театр – специальное здание (полтора на полтора метра). Большие зрители могут смотреть спектакль через окошки.
Раньше на спектакли смотрели 12 человек, теперь только 5. Нам нравится. Зрители фактически приходят к нам в гости. Если спектакль детский, мы имеем возможность обратиться к каждому ребенку. У нас есть спектакль для одного зрителя, есть для трех. В творческом отношении мы решаем другие задачи, чем в обычном спектакле.
≈ Каков репертуар Лиликанского театра?
≈ Сначала театр привез на гастроли свою национальную пьесу «Трагическая история о романтической любви┘» ≈ очень длинное название. Потом спектакль также по национальной лиликанской пьесе «Новогодние приключения Руслана и Людмилы». Как выяснилось, Арина Родионовна была лиликанкой. Когда Александр Сергеевич Пушкин был маленький, Арина Родионовна рассказывала ему лиликанские легенды. А когда Александр Сергеевич вырос, он их записал.
≈ Как в ваш театр пришли Анатолий Васильев, Тонино Гуэрра, Сергей Юрский, Николай Цискаридзе?
≈ Их спектакли ≈ проекты «Лиликанского музея театральных идей». Лиликане предложили всем желающим театральным работникам попробовать силы на их сцене, поскольку Лиликанский театр обладает неограниченными техническими возможностями. На лиликанской сцене можно воплотить любой замысел, немыслимый на большой сцене.
≈ Ваш театр в корне отличается от всех театральных историй Москвы.
≈ Однажды к нам пришла бабушка с внуком и спросила, что они могут у нас посмотреть. Мы предложили спектакль «Щелкунчик». «Нет, «Щелкунчик» мы уже видели в Большом театре», ≈ огорчилась бабушка.
И у театральных деятелей, и у зрителей существуют шаблоны: если балет ≈ то Большой театр, если драма ≈ то МХАТ, если куклы ≈ Театр Образцова. На мой взгляд, шаблоны мешают. Очень выгодно начинать то, чего никогда не было раньше. Когда мы делаем спектакль, то не считаем нужным держаться в рамках какого-то заранее определенного жанра. Мы ставим и оперные спектакли, и драматические, и кукольные, и теневые. Все спектакли абсолютно разные.