≈ Я не вижу особой разницы между репертуарным театром и антрепризой. Разница исключительно, как это ни горько, финансовая. Условия проживания на гастролях, условия приема, гонорары. Все.
Антреприза ≈ понятие размытое. Я ничего не знаю об антрепризе с декорациями за три рубля. Те проекты, в которых я занята, ≈ всегда очень дорогие. Они могут не нравиться. Но в репертуарном театре тоже есть спектакли, которые не нравятся и по которым критика ездит танками.
≈ Существуют ли различия в выборе пьес?
≈ В своем театре я много играю в пьесах Шекспира. Но здесь же я играю «Смешные деньги» Рея Куни. А в антрепризе я играю «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». Никак не антрепризный спектакль в традиционном понимании.
≈ Как вы думаете, почему к антрепризе многие актеры относятся с предубеждением?
≈ Им не везло, наверное. Мне везло. Антреприза порой предоставляет возможности, о которых и мечтать не приходится в репертуарном театре. Сейчас я выпустила моноспектакль в Музее Пушкина. Играю в декорациях и костюмах восемнадцатого века. Сказка! Как я могла отказаться? Тут уже финансы ≈ дело десятое.
Мои режиссеры в антрепризе ≈ Татьяна Ахрамкова, Сергей Алдонин, Виктор Шамиров, Роберт Стуруа на минуточку. Мне посчастливилось с ним поработать именно в антрепризе.
≈ Когда говорят об антрепризе, обычно упоминают о слабости режиссуры.
≈ Думаю, это проблема. Но и в репертуарном театре она есть. Если актер ≈ профессия штучная, то режиссер ≈ раритетная. Не профессия ≈ способ мышления. Режиссеров мало. А хороших, которые наберут свою
команду, да еще будут жить по законам антрепризы, то есть согласовывать что-то с продюсером, подстраиваться под занятость актеров, ≈ где таких искать. К тому же антреприза ≈ всегда в экстремальных условиях. Что тоже неплохо! У тебя есть три месяца, за которые ты должен, кровь из носу, сделать спектакль. Впрочем, в театре у нас такие же законы. У нас не может быть переноса премьеры. Ты понимаешь, спектакль будет, поэтому должен выложиться.
≈ Приходилось ли вам участвовать в спектаклях, о которых не хочется вспоминать?
≈ Нет... Ну, может, разок... Сейчас у меня таких спектаклей нет. Я могу себе позволить выбирать. Не могу сказать, что завалена предложениями, но от каких-то проектов я отказываюсь. Конечно, в антрепризе есть чудовищные спектакли: декорации за копейку, никакой режиссуры, бездарная игра актеров, причем небезызвестных. Но и в репертуарном театре есть чудовищные спектакли. В Москве 300 театров. Есть мертвые, выпускающие один провальный спектакль за другим.
Я защищаю не антрепризу, не репертуарный театр. Я защищаю театр как вид искусства. Собирается команда единомышленников, готовая за три месяца сделать убойный спектакль. Встречаются люди, настроенные на победу. Иначе не имеет смысла. А победителей не судят!