0
12517
Газета Коллекция Интернет-версия

24.10.2014 00:01:00

Собирательство по-английски: от Рембрандта до Бэкона и обратно

Тэги: коллекция, выставка, великобритания, Frieze


коллекция, выставка, великобритания, Frieze Единственная работа русского художника на Frieze – «Четыре картины о солнце #2» Ильи и Эмилии Кабаковых, галерея Thaddaeus Ropac.

Frieze, для которой каждый год в октябре в лондонском Риджент-парке выстраиваются масштабные временные павильоны, – одна из самых молодых и скороспелых мировых ярмарок. Чтобы заявить о себе, набрать вес и войти в обойму главных событий мирового арт-календаря, ей понадобилось всего ничего – первая ярмарка прошла в 2003-м, сразу же став сенсацией, следующие несколько лет на Frieze ездили исключительно за самым актуальным искусством. А в 2012 году на расстоянии 15-минутной прогулки в том же Риджент-парке впервые появился павильон Frieze Masters, где смешались старое искусство, модернизм и ставшие уже классиками художники послевоенного поколения. Очевидно, молодой ярмарке проще идти в ногу со временем – пока десятилетиями утверждавшие свою репутацию французская Биеннале антикваров и голландская TEFAF со скрипом пускают актуальное искусство на свою заповедную территорию, а Арт Базель и не думает интересоваться стариной, Frieze бьет по всем мишеням сразу и собирает в одном месте и в одно время продавцов и коллекционеров всех видов искусства. 

В этой толерантности есть что-то чисто британское. Так, в аристократических английских семьях с долгой историей и наследственными коллекциями хорошим тоном считается поддерживать собирательство современного искусства. В стране, где не было революций, а монархи правят лет до 90, нет нужды бороться, охранять и не пускать (для сравнения помимо ярмарок можно вспомнить, как отчаянно протестуют французы против выставок современных художников в Версале). Впрочем, для арт-рынка есть в этом чисто прагматические плюсы – хорошие инвесторы предпочитают диверсификацию активов (искусство тут не исключение), современные покупатели склонны смешивать жанры и эпохи, да и галереи уже несколько лет выдают за новую моду тенденцию выставлять старых мастеров вместе с актуальными художниками. Frieze, впрочем, идет от обратного – многие успешные галереи актуального искусства с появлением Frieze Masters обзавелись там стендами, где выставляют искусство модернистов и послевоенного поколения. 

Даже не заглядывая в статистические данные, понятно, что ярмарка Frieze популярна не только в узком кругу профессионалов – в будни среди дня павильоны (особенно тот, что посвящен актуальному искусству) заполнены посетителями, не говоря о VIP-приемах, где яблоку негде упасть. Frieze – это модно, не зря же отдельные части программы спонсируют фэшн-короли Gucci и Alexander McQueen. При этом с коммерческой точки зрения ярмарка успешна, а большинство продаж совершаются в первые же дни, если не часы.

232-11-4_t.jpg
Большую часть стенда галереи Schipper занимала
работа «Ханами» Томаса Деманда в виде
цветущих деревьев. 
Фото автора

Едва ли не самую эффектную и запоминающуюся экспозицию на Frieze London представила галерея Ларри Гагосяна, одного из самых успешных мировых арт-дилеров. Стенд с работами немецкого художника Карстена Хеллера напоминал детскую игровую площадку (инсталляция так и называлась – «Детский сад»), и юным посетителям было разрешено здесь все: прыгать по разложенным на полу деревянным буквам, раскачивать огромный гриб со звенящими шариками внутри (гриб этот стоил, между прочим, 200 тыс. долл.), лазить по лабиринту и дергать за лапу осьминога. Посыл понятен: это искусство для дома, для семьи, а вовсе не для музея – покупайте!

Судя по результатам ярмарки, у коллекционеров по-прежнему популярны Young British Artists. Еще один флагман рынка – лондонская галерея White Cube в первый же час после открытия продала за 

4 млн фунтов одну из известных работ Дэмиена Херста «Поскольку я не могу обладать тобой, я тебя хочу» 1993 года с плывущими в формальдегиде рыбами. А по соседству встречались работы существенно менее дорогих его соратников по первым выставкам – Марка Квина, Сары Лукас и Трейси Эмин. Известных имен на ярмарке, разумеется, много – на стендах можно было найти фотографии Андреаса Гурски (400 тыс. евро за диптих у Sprеth Magers), скульптуру Луиз Буржуа (2,5 млн долл. у Hauser&Wirth) и Эрвина Вурма, объекты Моны Хатум, Ричарда Джексона и Субодха Гупты. Среди имен, не столь раскрученных, но не менее интересных, например, молодой художник и дизайнер из Аргентины Томас Сарацено. Его зеркальные объекты (ценой 60–70 тыс. евро) парили на фоне фотообоев – произведения Томаса Деманда. Деманд работает в необычной технике – он создает скульптуры из бумаги, фотографирует их, затем сами скульптуры разрушает и продает напечатанные ограниченным тиражом фотографии. В данном случае инсталляция из бумажных цветов оказалась на фотообоях, для которых и предполагается именно такое использование (цена их при этом 45 тыс. евро). А вот русских художников (как и галерей) на Frieze нет совсем, только парижско-зальцбургская галерея Thaddaeus Ropac привезла в Лондон одну живописную работу Ильи Кабакова (с оценкой 680 тыс. долл.). Остальным до серьезного европейского рынка нужно еще «подрасти».

232-11-3_t.jpg
Британский художник
Марк Уоллингер повторил перформанс
Кристофа Бюхеля «Спящий охранник».
Фото автора

Frieze Masters, проходившая в третий раз, выглядела еще эффектнее за счет смешения эпох. С одной стороны, здесь были старые мастера в классическом понимании – мужской портрет Рембрандта (с ним, кстати, вышла интересная история – в 2009 году нью-йоркский галерист Отто Науманн купил его на торгах Christie's за 20 млн фунтов, через год выставил на TEFAF, но так и не продал и выставляет вновь за 30 млн фунтов), прекрасно исполненный стукковый рельеф мастерской Донателло (450 тыс. фунтов у Daniel Katz), характерный Моне и британская звезда начала прошлого века Лоуренс Стивен Лоури (5,5 и 3,2 млн фунтов, Richard Green), небольшой рисунок Пикассо голубого периода (500 тыс. долл., Thomas Gibson Fine Art) и уникальный предмет – деревянная скульптура Гогена, исполненная им на Маркизских островах и украшавшая крыльцо его дома (галерея Lefevre, цена по запросу). С другой стороны – небольшая, но первоклассная по качеству подборка кинетических скульптур Ива Танги (от 900 тыс. до 4,8 млн долл.), стенд, посвященный самому дорогому аукционному художнику Френсису Бэкону (цены от 14 тыс. за литографию до 20 млн фунтов за живописные работы) и «Крик» Энди Уорхола, выполненный по мотивам знаменитого полотна Мунка (продан галереей Scarstedt за 5,5 млн долл.).

Соседство это кажется странным кому угодно, только не самим англичанам. Чтобы убедиться в этом, стоит потратить день на поездку в знаменитое имение Чатсворт в графстве Дербишир, принадлежащее герцогам Девонширским. Поместье открыто для посещения (нынешние владельцы живут в отдельном крыле, не пересекаясь с шумной толпой) и как нельзя лучше иллюстрирует британское умение жить с искусством из века в век. В великолепных интерьерах выставлена блестящая коллекция, в которой есть и античная скульптура, и Рембрандт с Хальсом, и мраморы Кановы. В XVII веке портреты членов семьи заказывали Ван Дейку. В XX – их писал друг семьи Люсьен Фрейд. А в парке поместья ежегодно проходит выставка-продажа крупноформатной скульптуры Sotheby's – работы мастеров от Майоля до Линна Чедвика и Марка Квина ненавязчиво расставлены вдоль прудов и аллей и отлично гармонируют с холмистым пейзажем Центральной Англии. Так что в любом коктейле из эпох и стилей качество оказывается важнее надуманных правил. 

Концентрическими кругами от Frieze расходятся другие арт-события – Sotheby's, Christie's и Phillips развлекают приехавших на ярмарку коллекционеров аукционами современного искусства (топ-лотом недели стал «Ахром» Пьеро Манцони – белый холст, мятая форма которого достигнута при помощи каолина, проданный Sotheby's за 12,6 млн фунтов). Многие галереи приурочивают к ярмарке экспозиции в основных помещениях (в Alon Zakaim Fine Art, например, показывали Олега Целкова). Впрочем, Лондон – одна из тех мировых столиц, где арт-маршрут на любую тему составляется без труда. Для поклонников старых мастеров в Национальной галерее как раз открылась (и продлится до 18 января) выставка поздних живописных и графических работ Рембрандта. Любители фотографии отправляются на ретроспективу Хорста П. Хорста в Музей Виктории и Альберта (в пандан этим двум выставкам на Frieze и были представлены нью-йоркский Рембрандт и целый стенд Хорста). Апологеты современного искусства – на выставки Ансельма Кифера в Академию художеств, Зигмара Польке в Tate Modern и номинантов главной британской награды в области современного искусства – премии Тернера в Tate Britain. Но все они встречаются на выставке Шерлока Холмса в Музее Лондона – есть в жизни, особенно английской, вещи, объединяющие всех, независимо от взглядов на искусство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
338
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
341
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
278
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
180

Другие новости