Опираясь на мнение экспертов, администрация города сообщила о закрытии Ворошиловского моста, намеченном в ночь на 15 февраля. Решение о дальнейшей его судьбе будет принято после очередного мониторинга, намеченного на 25 февраля. Однако уже сегодня с большой долей вероятности можно говорить о том, что мост начнут демонтировать на год раньше срока, то есть с апреля 2015 года.
Ворошиловский мост, являющийся на протяжении долгого времени одной из визитных карточек Ростова-на-Дону, был сдан в эксплуатацию в 1965 году. Возвышающийся на 32 метра над поверхностью воды, он великолепно вписался в панораму Дона. Прямой, как стрела, он «выстреливает» с крутого правого берега и находит свое продолжение на высокой насыпи левобережья. Этот мост символичен еще и потому, что, по мнению местных властей, соединяет две части света: Европу и Азию.
При строительстве 627-метрового перехода, включающего 13 пролетов, впервые в мировой практике были применены клеевые стыки – в мосту нет ни одного сварного или болтового соединения. В октябре 2007 года мост уже закрывался из-за выявленных дефектов. При плановом обследовании в нижнем поясе перехода была обнаружена трещина шириной около 50 мм и обрыв арматуры между второй и третьей опорами. В качестве одной из возможных причин, приведших к аварийному состоянию, назывались перегрузки моста, который работал на пределе своих возможностей.
К слову, еще в середине 70-х специалисты отказались от проектирования подобных сооружений в виду их сложной эксплуатации. Похожие мосты есть в Москве, Костроме и Пскове. Причем некоторые из них уже приходилось реанимировать по той же причине, что и Ворошиловский. Наиболее яркий пример – Автозаводской мост в Москве, который также закрывали на ремонт из-за провисания консольных частей пролетного строения на целый метр.
Между тем, после устранения аварийной ситуации и установки 22-метровой поддерживающей опоры, в начале 2008 года движение для автотранспорта и пешеходов было открыто. Впоследствии организацией проводился ежемесячный мониторинг технического состояния мостового перехода. В ходе последнего такого обследования специалисты установили, что динамика «провисания концов консолей пролетных строений» составляет 35 мм в месяц, тогда как ранее при тех же температурах она держалось на отметке 5-7 мм. Общий «прогиб» пролета к настоящему моменту достиг 633 мм. Кроме того, наблюдается «увеличение трещин в верхней части надопорных блоков».
Как отметил инженер института «Проектмостореконструкция» Михаил Хуртов, за время эксплуатации в конструкции моста произошли необратимые изменения, которые могут привести даже к тому, что объект обрушится даже под собственным весом. При этом городским властям было настоятельно рекомендовано закрыть автомобильное и пешеходное движение по мосту.
В реальности проект реконструкции стоимостью более 6 млрд руб. будет означать строительство на месте старого двух таких же переходов. Внешний вид Ворошиловского моста, который уже давно стал одним из символов Ростова, останется прежним. Впрочем, ни одна из его нынешних конструкций не будет использована при строительстве. Останется только фундамент, да и тот будет существенно укреплен. В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года, матчи которого будет принимать Ростов, Ворошиловскому мосту уготовлена основная роль в транспортном сообщении между правобережной частью города и левым берегом, где будет располагаться стадион на 45 тыс. мест.
После завершения реконструкции, намеченного на ноябрь 2017 года, получится полноценный шестиполосный мост, как бы составленный из двух. Его пропускная способность возрастет до 80 тыс. автомобилей в сутки, в то время как Ворошиловский в свои лучшие времена пропускал 45 тыс. машин.
И все же, пока новый мост не введен в строй, закрытие старого может привести к серьезным транспортным заторам на въезде в город и на отдельных участках в центре Ростова. Десятки тысяч жителей Донского края, которые каждый день добираются на работу в областной центр из Азова, Батайска и других населенных пунктов, теперь будут вынуждены терять гораздо больше времени на дорогу.
Впрочем, как заявил заммэра Ростова по транспорту и дорожному хозяйству Владислав Максименко, сегодня ситуация значительно легче, чем та, что наблюдалась во время прошлого закрытия перехода, так как сейчас у города есть Темерницкий мост, введенный в строй в конце 2010 года. В настоящее время по этому шестиполосному мосту, расположенному в паре километрах от Ворошиловского, проезжает не более 30 тыс. машин в сутки, хотя он способен пропускать до 60 тыс. автомобилей.