«Колокольчики» Натальи Гончаровой – самый дорогой лот русских торгов
Присутствие дома Sotheby’s в России стало настолько очевидным, что новая предаукционная выставка британского гиганта в Москве, которая прошла в Историческом музее 9–11 ноября, теперь не столько реклама торгов, сколько возможность увеличить количество потенциальных клиентов за счет экономии их времени. Многие из них, не имея возможности присутствовать в Лондоне на торгах, пользуются заочными бидами или торгуются по телефону. Но прежде чем согласиться заплатить сотни тысяч фунтов, хочется видеть, что ты покупаешь, вживую, а не на картинке в каталоге. Вот Sotheby’s и привозит все лучшее в Москву, чтобы покупать можно было, почти не выходя из дома, если не считать поход в Исторический музей, который, похоже, стал постоянной площадкой для проектов аукционного дома.
На выставку привезли вещи, предназначенные для так называемого вечернего аукциона. Большие аукционные дома делят свои торги по времени суток в зависимости от значимости (и стоимости) работ, которые на них представлены. Вечером всегда продается самое отборное искусство. Формально потому, что клиентам проще выбраться на торги в конце дня, а не в рабочий полдень, но скорее потому, что вечер – время торжественных приемов – располагает к красоте, роскоши и удовольствию. И на таких торгах как раз можно найти все сразу. Русское искусство в категорию «вечернего» до сих пор не попадало. Смена формата торгов означает в первую очередь желание организаторов перевести русские аукционы на иной качественный (и соотвественно финансовый) уровень, сопоставимый, скажем, с импрессионистами, миллионные работы которых продаются исключительно вечером.
Несмотря на качество работ и художественные открытия, которые принесло русское искусство в мировую культурную копилку, оно все же локально, востребовано исключительно как национальное. Его рынок ориентирован на русских покупателей и не вызывает большого интереса у коллекционеров других стран, многие из которых также пережили подобный интерес к своей родной культуре. Именно поэтому странно пытаться вывести русских на тот же уровень, что и работы повсеместно востребованных импрессионистов или искусство старых мастеров, безусловно, мирового значения. Раздутый локальный русский рынок сравнения не выдерживает. И дело тут совсем не во времени суток.
Тем не менее выставка в Москве достойна внимания. На ней показали около 30 лотов из 57 заявленных в каталоге. Главный их них – полотно Натальи Гончаровой «Колокольчики», оцененное в 3–5 млн. фунтов. Написанная около 1909 года, работа относится к раннему периоду творчества художницы – примитивизму, когда она, отказавшись от академических принципов живописи, искала новые решения художественных задач. Работы этого времени выполнены под влиянием примитивных форм искусства, прежде всего русской традиционной культуры. Большинство из них находится в музейных собраниях и на рынке появляется крайне редко.
Работа Михаила Ларионова «Танцовщик» 1915 года (600–800 тыс. фунтов) создана по разработанным художником принципам лучизма, ставшим одним из ярких направлений русского авангарда. Предположительно произведение связано с разработками костюма к одному из спектаклей, оформленных Ларионовым для Русского балета Дягилева. Другая работа Ларионова – «Обнаженная» (500–700 тыс. фунтов) относится к раннему периоду творчества художника и демонстрирует радикальный отказ от академической живописи.
«Колокольчики» Натальи Гончаровой – самый дорогой лот русских торгов |
Все три работы, кстати, происходят из коллекции семьи Шрейбер, одного из лучших американских собраний русского авангарда. Увлечение авангардом началось с дипломной работы госпожи Шрейбер, написанной в колледже Нью Рошаль, и продлилось более 35 лет, а «Колокольчики» Гончаровой, купленные в 1973 году, стали первой работой коллекции.
Из этого же собрания происходит и полотно Владимира Баранова-Россине «Осенний лес» (300–500 тыс. фунтов). Его, кстати, интересно сравнить с другими работами мастера, которые сейчас как раз демонстрируются в Музее личных коллекций.
Искусство XIX века представляют два самых востребованных художника этого периода. Полотно Константина Маковского «Из быта русских бояр XVII века» (500–700 тыс. фунтов), одна из ранних работ художника, датирована 1868 годом и изображает смотрины в богатом боярском доме. Подобные исторические «костюмные» картины были особенно популярны у современников художника, многие даже заказывали собственные портреты в старинных костюмах. Не может обойтись русский аукцион и без Ивана Айвазовского – его работа «Гнев морей» 1886 года оценивается в 400–600 тыс. фунтов.