Колосья, снопы и прочие хлебные сюжеты присутствуют на советских знаках 1920–1950-х годов почти так же часто, как главный символ победившего социализма – украшенная серпом и молотом пятиконечная звезда. Вряд ли кто из коллекционеров-фалеристов этому удивлялся. «Злоупотребление» хлебной тематикой объясняется просто: подобные символы были призваны олицетворять небывалые успехи экономики первого в мире государства рабочих и крестьян, подчеркивать сытость и благополучие граждан «нерушимого» Союза Советских Республик. Возможно, художники, изобретавшие подобные сюжеты, и чиновники, их утверждавшие, даже не догадывались, что истинная символика снопа и колосьев куда серьезней и уходит корнями далеко в историю.
Самое время вспомнить, что для большинства народов хлеб издавна являлся главным пищевым продуктом. Этим объясняется и особое символическое значение хлеба, а также всего, что с ним связано (снопы, колосья и т.д.). Именно хлеб определен на роль самой сакральной пищи у восточных славян. Считается, что этот продукт вмещает в себя благополучие дома и семьи. Отсюда и особые правила обращения с хлебом во время еды.
В глубокой древности хлеб служил знаком уполномочения. В России, Белоруссии, на Украине свата или сваху отправляли в дом невесты с хлебом в руках. Издавна хлеб служит и знаком заключенного договора или соглашения. У славян при заключении важной сделки было принято меняться хлебами. В Ярославской области существовал обычай: во время рукобитья сват соединял руки отца невесты и отца жениха, три раза проводил через соединенные руки пирог, потом переламывал его пополам и отдавал будущим сватам.
Хлеб нередко символизировал участие общины, мира, словом, народа в важном деле. В России и Белоруссии в момент посадки каравая в печь за лопату было принято держаться всем присутствующим. На крестинах, именинах, свадьбах хлеб часто служил олицетворением богатства и благополучия. Часто он был подарком или платой за работу или услугу. Именно хлеб давали священнику после свадьбы или крестин. Традиционно служил хлеб и обычным угощением.
В христианской традиции хлеб стал метафорой не только духовной пищи, но и воплощением тела Иисуса Христа. Хлеб олицетворял единение человека и божества. Употребление хлеба с вином было отличительной чертой погребальных и кладбищенских церемоний. В христианстве сложился образ хлеба как поддержателя жизни, божьей провизии. В евангельских текстах Христос называется «хлебом жизни» и «телом Христовым». Хлеб и вино означают две природы Христа в обряде евхаристии.
О подобных тонкостях значения хлебных сюжетов чиновники, отвечавшие за «идеологическое соответствие» облика выпускаемых в СССР в 1930–1950 годы знаков, вряд ли были осведомлены. Изображение колосьев, снопов и прочих хлебных символов они трактовали исключительно как олицетворение успехов советской власти.