0
1724
Газета Коллекция Интернет-версия

18.06.2004 00:00:00

Отклик войны

Тэги: япония, ноты, война, история


Занимаясь в течение многих лет исследованием такого никем не изученного явления в русской графике, как оформление нотной обложки, и в конце концов более или менее осмысленно систематизировав достаточно большое количество материала (у меня в коллекции около 1500 нотных тетрадок), я обнаружил поразительные вещи. Практически ни одно событие, происходившее в нашей стране, богатой на события, за последние сто лет, не было обойдено вниманием композиторов, которые откликались на них сочинением песен, романсов и других музыкальных произведений. Так как вне моих интересов находятся ноты без рисованных обложек, а таких, к сожалению, большинство, но тем не менее даже по имеющимся у меня экземплярам можно вполне информативно представлять историю Отечества.

В частности, в коллекции довольно много нот периода Русско-японской войны.

Однообразные и достаточно длительные военные действия без ярких сражений и эффектных побед постепенно заставляют людей из воюющих стран к ней (войне) привыкать и потихонечку начинать относиться как к чему-то неприятному, но необходимому, как к какой-то неуютной, но уже привычной части жизни. Мы почувствовали это по двум чеченским войнам.

Но когда происходит какая-нибудь яркая победа или, не дай бог, поражение, то народ очень эмоционально реагирует на это. Поражение под Цусимой и в дальнейшем проигранная война с Японией всколыхнули всю страну и, как утверждают историки, явились катализатором русской революции.

В нашем случае это отразилось в появлении большого количества музыкальных произведений, посвященных гибели «Варяга» и «Петропавловска» с популярным в народе адмиралом Макаровым. Некоторые из них стали настолько популярными, что исполняются до сих пор. Например, песня «Гибель Варяга» И.М. Корносевича или вальс «На сопках Маньчжурии» И.А. Шатрова.

«Варяг» Ц.Кюи оформлен очень скромными средствами. Тяжелая черная, слегка декорированная в силе модерн рамка, в которую помещена фотография погибшего крейсера и декоративный шрифт названия, – вот и все, что позволил себе художник, выстроивший достаточно строгую осевую композицию. Обложка получилась пустоватой.

Несколько богаче по оформлению «Варяг» М.Пооля. Декорированный в русском стиле шрифт, украшенный в названии еще и русским орнаментом, напечатанным очень хорошего качества бронзой. Крейсер нарисован с той же фотографии, что помещена на обложке Кюи. Правда, на фото крейсер стоит на рейде, а у Пооля – в походе, о чем говорит дым из труб и бурунчики у носа. Ну а для чего тогда существует художник?

Эти обложки, хоть и среднего качества, сделаны профессиональными художниками – в отличие от следующих двух. Обложка баллады «Варяг» с музыкой А.Б. Виленского выполнена художником из вымирающего к тому времени племени мастеров лубка, в большей части безымянных, как и наш автор, но сумевших в течение XIX века заполнить всю Россию своими замечательными произведениями (пишу совершенно без иронии, очень люблю лубок и считаю его замечательной страницей истории русского искусства).

Художник совершенно свободно распоряжается всей плоскостью литографского камня, одинаково старательно рисуя все – картинку, шрифт (за исключением выходных данных). Не обращая внимания на законы перспективы, он смело компонует все элементы изображения – в остром ракурсе нарисован сам тонущий «Варяг», на клубах дыма, закрывших переднюю мачту, выходящих из начищенных в последний раз труб, удивительно похожих на гильзы из автомата АКМ, по диагонали написано название баллады.

На заднем плане изображен еще один русский корабль, с сочувствием наблюдающий за гибелью «Варяга». «Варяг», похоже, художник старательно срисовывал с фотографии, а второй, безымянный, корабль нарисован, что называется, из головы. Во всяком случае, странного сооружения на его палубе, напоминающего станцию метро «Арбатская», на изображениях кораблей я не встречал. Но самое удивительное – это двуглавый орел с венком и пальмовой ветвью. Как художник мог так его исказить, а главное – как цензура могла его пропустить (пометка о цензурном разрешении имеется на следующей странице)?

Казалось бы, что может быть проще? Вынь из кармана любую ассигнацию, ну а если их нет, то наверняка найдется гривенник или на худой конец пятачок. Там прекрасно вычеканен герб (а на бумаге – напечатан). Однако художник смело рисует орла по памяти, наделяя его огромными, достойными разве что птицы рух, крыльями и не обращая внимания на остальные, между прочим, высочайше утвержденные детали.

Посмотрел бы я на него, если бы в годы советской власти так он развлекался с гербом СССР. А уж как бы на это посмотрел главлит, предсказать не берусь.

Сооружение из корабельных атрибутов на правой стороне обложки представляет собой – видимо, по фантазии художника – памятник погибшим кораблям. В целом обложка получилась довольно наивной, но, проникнутая искренним чувством, очень обаятельной.

Следующая «Гибель «Варяга», И.М. Корносевича, выполнена более умело, больше внимания уделено шрифтовому оформлению, но композиционно обложка довольно скучна.

Очень приличного качества обложка «Отклик войны» Н.Д. Ушакова работы художника В.Андреева, чья подпись с трудом прочитывается в правом нижнем углу. Рисунок нарисован, видимо, черной тушью с размывкой и очень хорошо воспроизведен редким в печати нотных обложек способом фототипии в московской типографии Кушнерева и Ко.

Тщательно выполнена обложка «Порт-Артура» К.В. Фельдмана. Старательно вырисованы многочисленные корабли, заключенные в рамку в стиле модерн, аккуратно выписан шрифт. Характерно посвящение: «его Превосходительству Генерал-Лейтенанту А.М. Стесселю, Коменданту Порт-Артурской крепости». Ужасно знакомая фамилия.

Среди большого количества нот, посвященных гибели адмирала Макарова, удивляют две обложки – музыки Б.Федорова и Ф.Данкмана. Оформлены они в популярном в то время стиле «модерн» с помощью наборных орнаментальных элементов. В данном случае получилось не слишком здорово, так как декоративные обложки такого типа, как мне кажется, больше подходят для более нейтральных или веселых тем.

Например, «Элегия» Л.М. Вигдоровича оформлена достаточно удачно. Широкая наборная рамка из утончающихся черных линеек создает соответствующее теме настроение, удачно подобран разнообразный шрифт, демонстрирующий вкус метранпажа.

Даже в Риге композитор Вильгельм Бергнер издал сочинение «Траурные звуки» в память морских героев на «Петропавловске».

В отличие от многочисленных нот на морскую тему на тему, если можно так выразиться, сухопутную нот не так много, всего две тетрадки, и обе, к сожалению, неудачны по оформлению. Невнятно нарисована и столь же плохо отпечатана обложка вальса «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» И.А. Шатрова. Некоторое своеобразие обложке придает попытка стилизации части шрифта под иероглифы и невероятной силы взрыв на дальней сопке, скорее похожий на изображение извержения Везувия (кстати, тетрадка нот на эту тему у меня тоже имеется с довольно забавной картинкой).

Совсем уж неудачно оформлена тетрадка «Маньчжурскиесопки» (так написано) М.Штейнберга. Демонстрируя минимальный творческий подход к работе, монограммист Е.Н. (расшифровать подпись мне не удалось, так же, как и во многих других случаях, к сожалению), нарисовав вполне прилично казака, стреляющего, сидя задом наперед на скачущем во весь опор коне, он счел свою миссию выполненной.

В типографии этот рисунок поместили в серийную рамку в стиле модерн, совершенно не подходящую к этой теме, и, напечатав светло-коричневой краской, в довершение всего пустили поверх изображения несколько строк намного более темного шрифта. В результате чтобы понять, что же, кроме цветочного орнамента, есть на обложке, надо с некоторым усилием вглядываться в рисунок.

Может создаться впечатление, что чуть ли не все обложки нот выполнены неудачно. Это не так. По моим наблюдениям, процент удачных и неудачных обложек в нотах практически такой же, как и в остальных видах прикладной графики – в книжном оформлении, плакате и т.д. Что поделаешь, здесь наглядно демонстрируется уровень графической культуры в стране. Да и сейчас он навряд ли выше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
654
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
689
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
1407
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
2165

Другие новости