Футбольный танец «Хавтайм» с музыкой А.Цармана – один из редких примеров этой тематики в оформлении нотных обложек.
Женские образы, без сомнения, занимают по количеству изображений на нотных обложках первое место, лидируя безоговорочно и с огромным преимуществом. Тем не менее существуют и другие достаточно интересные темы, дающие возможность ретроспективно взглянуть на их существование в музыке.
Например, спорт. По моим ощущениям, средний современный человек имеет представление о спорте, как о чем-то существующем не более лет 30–40. Хотя на нотах спортивные сюжеты встречаются уже с конца XIX века. Альпинисты, конькобежцы, велосипедисты, боксеры, ну и, конечно, борцы – как же без них – жизнерадостной толпой проходят на дореволюционных нотах.
Организованные же физкультурники появляются уже, конечно, при советской власти как в жизни, так и соответственно на нотных обложках. И среди них такой несомненный шедевр, как «Физ! Культ! Ура!» художника Е.Гольштейна года так примерно 1926-го.
Зато после 1930 года ноты на спортивные темы продолжали достаточно регулярно появляться, но шедевров среди них уже, к сожалению, не было и оформление их становилось все хуже и хуже.
═
***
═
Как и все прогрессивное человечество, я с нетерпением ожидаю главного события года – начала чемпионата Европы по футболу. И вот покопался я в своих папках в поисках нот на футбольные темы, но, к сожалению, обнаружил их только две: первая – «Хавтайм. Футболъ» с музыкой А.Цармана, а вторая – «Вратарь» 1937 года.
Самое смешное, что «Хавтайм» не марш, не песня, а танец. Правда, иногда на футбольном поле и доводится видеть нечто грациозное. Художник, имеющий достаточно слабое представление как о футболе, так и о рисовании (правда, все искупается старанием), изобразил двух футболистов, неугомонно гоняющих мяч уже на закате солнца (все остальные игроки, похоже, уже разошлись).
Вспоминаю свою молодость, когда прекратить игру не было никакой возможности и играли до изнеможения, до темноты. Так же, как и этим двум энтузиастам, сильно мешали растущие на футбольном поле деревья.
Зато вторая обложка представляет собой зрелище довольно унылое. А впрочем, и год издания не предполагает особенной радости.