'Модель' (40х100) кисти Николая Ромадина будет выставлена на январских торгах в галерее Шишкина с оценкой 6 –8 тыс. долл.
Первый аукцион 2004 г. галерея Леонида Шишкина проведет 31 января. Это, как всегда, будет «Русское искусство XX века». Правда, как уверяют специалисты, новая зимняя коллекция размывает все устоявшиеся стереотипы о советском искусстве 30–50-х гг. Кроме того, наблюдается устойчивая тенденция к постепенному уменьшению числа лотов и одновременно к улучшению качества коллекции.
Стоит выделить несколько наиболее актуальных для современных коллекционеров тем нового аукционного собрания – это индустриальные пейзажи московских улиц, а также производственная тематика.
В частности, среди топ-лотов коллекции можно назвать московские пейзажи Антонины Ромодановской («Площадь Свердлова» с оценкой 1,2–1,5 тыс. долл., «Котельническая набережная», 800–1000, «Москва. Арбатский базар» и др.), а также Виктора Куколя («Москва. Театральная площадь» и «Москва. Гостиница «Метрополь», оцененные в 1200–1400 долл. каждый).
Особо стоит отметить также парижские виды Дмитрия Хамина. Это новое имя в аукционных коллекциях Шишкина – московский живописец, мастер постимпрессионистического пейзажа. Его пейзажи с парижскими улицами и Сеной располагаются в оценочном диапазоне от 1000 до 1400 долл.
Не менее интересны работы на производственные темы еще одного нового для галереи художника, Сергея Иванова (например, «Утренняя смена», 4–5 тыс.). Эксклюзивна работа принимавшего участие в аукционах 2001 г. художника-авангардиста начала XX в. Антона Шимановского («Мужской портрет», 4–5 тыс.). О «сугубожесткой» соцреалистической стилистике напоминает картина Михаила Родионова «Ворошилов и Буденный на маневрах» (оценка 8–10 тыс. долл.).
Другим эксклюзивом коллекции стала серия рисунков знаменитого питерского графика Давида Боровского, бывшая некогда оригинальной версией опубликованных иллюстраций к рассказу А.Куприна «Девочка и слон» (лоты по 800–900 долл.).
Однако особую ценность новой зимней коллекции определяют по-прежнему работы художника Николая Ромадина, чьи работы еще в советскую эпоху вошли в постоянную экспозицию Третьяковской галереи. В прошлом году отмечали 100-летие со дня рождения народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий Николая Ромадина.
Еще Константин Паустовский писал: "Ромадин – плоть от плоти живописцев из народа. Но он выбился, вышел на большую дорогу и силой своего таланта завоевал себе такого великолепного и сурового учителя, как Нестеров... Его полотна – поэма о России». В 1960–1970 гг. был очень популярен. Он был кумиром молодежи, которая рвалась в нехоженые дали "за туманом и за запахом тайги". Олицетворением стремлений нескольких поколений современников стали его духовно приподнятые, поэтически взволнованные, таинственно манящие произведения: "Керженец", "Кудинское озеро", "Киржач", "Белая ночь", "Яренский лес» и др.
Сейчас творчество Николая Ромадина переживает новый бум, возможно, отчасти и благодаря участию его работ в ежемесячных аукционных коллекциях галереи Леонида Шишкина.
Впервые три совсем небольших этюда этого художника появились на торгах в сентябре прошлого, 2003 г. и были тут же распроданы. В частности, его работа «Этюд головы» был продан тогда по цене вдвое выше верхней границы эстимейта, указанной в каталоге (2200 долл.).
Гораздо шире и разнообразнее ромадинское наследие присутствовало в коллекции октября-2003. Здесь уже появились хотя и небольшого размера, но типичные для художника пейзажи русской природы (этюд «На Волге», проданный за 1300 долл., этюд «Закат над морем» –1500). Не менее колоритны были этюды к картине «Собственники» (ушли с торгов за 1,6 и 2,5 тыс.), а также «Дом в Васильсурске» (не продан).
Однако настоящий бум на творчество Н.Ромадина разразился в ноябре 2003-го, когда фактически ни один из лотов не был продан ниже верхнего эстимейта и даже небольшие пленэрные этюды на картоне размером по 17x30 уходили по 3000. Рекордной стала цена работы «Осенний лес», проданной за 6000 при нижней оценке в 3000 долл.
На предстоящем январском аукционе Николай Ромадин будет представлен, помимо традиционных лесных пейзажей, в весьма неожиданном ракурсе. Его ню, относящиеся к еще никем не изученному периоду творчества художника, написаны в весьма оригинальной, изысканной по стилю и цвету манере, практически нигде еще не выставлялись и не публиковались и станут для публики полной неожиданностью. Одна из «Обнаженных моделей» размером 48х71 оценена в 2–3 тыс. долл., другая – 40х100 – в 6–8 тыс.