Иудаика в современной меморифилии
Последние полтора-два года положение меняется. Прежде незаслуженно игнорируемые памятники иудаики в меморифилии начинают целенаправленно искать, бережно хранить, систематизировать. Сейчас в Москве несколькими коллекционерами собраны многие, хотя еще далеко не все образцы таких документов. На их основе уже можно готовить иллюстрированное справочное пособие по юбилеям, празднованиям и другим мероприятиям жизни московской общины. Издание окажется не только востребованным сегодня, но и перспективным для продолжений в проектах новых и нетрадиционных подходов к изложению истории столицы и ее жителей. Даже краткое ознакомление с хронологической росписью всего лишь части (немногим более 100 позиций) выявленных материалов открыло впечатляющую картину имен и событий...
Среди современных материалов обратим внимание на однотипно исполненные приглашения Московского еврейского общинного центра Хабад Любавич. В том числе на прошедшую в октябре-ноябре 2001 г. выставку Российского общества Рауля Валленберга "Праведники народов мира", выставки "Театр в Терезине" и "Горизонты", на торжественную церемонию зажигания первой ханукальной свечи в том же году.
Оформлены эти приглашения скромно. Каждый в виде печатной страницы формата А4, практически без специального дизайна. Их примечательность и сила - в содержании.
В отличие от подавляющего большинства иных текстов в этих ощущается не всегда прозрачно формулируемая, однако заметная подготовленному читателю проблематика и одновременно уверенность в настоящем и будущем, неразрывно связанных с прошлым. Полагаем, к данным памятникам культуры начала XXI века еще будут специально обращаться не только специалисты, но и обычные граждане.
Помимо вышеупомянутых учитываем также любые из материалов, касающихся конкретных имен и фамилий. Такие документы могут быть классифицируемы по рубрикам. Приведем несколько возможных примеров из числа реально существующих пригласительных билетов с элементами текстов.
1) Персональные выставки (скажем, заслуженных деятелей искусств РСФСР - Евгения Кацмана в апреле 1947 г., Исаака Рабиновича в октябре 1962 г.). 2) Чествования (народного артиста СССР, лауреата Сталинской премии, доктора искусствоведения, профессора Александра Гольденвейзера, 10.05.1955). 3) Награждения и сопутствующие мероприятия (характерный редкий образец - официальное, от лица председателя Комитета по международным Сталинским премиям "За укрепление мира между народами", приглашение пожаловать 27.01.1953 на ужин в гостиницу "Националь" по случаю вручения Илье Эренбургу международной Сталинской премии). 4) Юбилеи значимых событий, неразрывно связанных с определенным лицом (торжественный вечер, 28.12.1955, посвященный тридцатилетию создания выдающегося произведения советского киноискусства "Броненосец Потемкин", постановка Сергея Эйзенштейна). 5) Вечера, в том числе: а) памяти конкретных лиц (народного артиста республики Роберта Адельгейма, 9.02.1935.; композитора и пианиста Давида Ашкенази, 21.02.1999); б) творческие (70-летие со дня рождения народного артиста СССР Михаила Ромма, 22.02.1971); в) юбилейные (70-летие со дня рождения и 55-летие творческой деятельности народного артиста РСФСР Леонида Утесова, 23.04.1965); г) воспоминаний ("Великий артист Аркадий Райкин", 19.12.1997); д) просто вечер (посвященный выдающемуся музыканту, виолончелисту, народному артисту СССР Даниилу Шафрану, 28.10.1997); 6) встречи (приглашение на встречу с мастерами СССР по конькам, 23.03.1947; в программе: фигурное катание - Самсон Глязер, "Чарли Чаплин на коньках" - Евгений Слезингер).
Говоря о персоналиях, выделяем самостоятельным разделом все материалы, касающиеся столичных раввинов и уж тем более - Главных раввинов. Любые приглашения и билеты, как лично от их имени, так и непосредственно им адресованные, должны бережно сохраняться. Тем самым дополнительно выразится уважение общины и общества к Учителям...
Дадим несколько практических советов по изучению памятников меморифилии.
Во-первых, никогда не следует пренебрегать материалами, сопутствующими приглашениям и билетам. Что имеется в виду? Вот, например, насыщенные информацией печатные программы. К примеру, с пояснениями Михаила Сегельмана программа концерта хоровой и канторской музыки в театре "Эрмитаж" 23.01.2002, с исполнителями: I отделение - раввин-кантор Исроэль Зельман, Московский мужской камерный еврейский хор под руководством Михаила Турецкого, дирижер Леонид Бар; II отделение - канторы Московской хоральной синагоги Исроэль Зельман и Яков Бар. Примечательная деталь (и заодно напоминание о необходимости всегда тщательно перепроверять цифры) - несовпадение дат концерта, указанных на приглашении (15 января) и программе (23 января).
Во-вторых, рекомендуем первоначально учитывать все экземпляры интересующих нас документов вне зависимости от их состояния. То есть даже поврежденные "бумаги" желательно фиксировать. В дальнейшем такая информация может оказаться полезной, особенно при незначительных количествах сохранившегося материала.
Надеемся, такие документы займут достойное место в фондах и экспозициях будущего музейного собрания. Хочется отметить, что начиная с 2003 г. началась деятельность Общественного совета по созданию Московского еврейского музея. Сопредседатели совета - Главные раввины Берл Лазар и Адольф Шаевич, исполнительный директор - Ефим Улицкий.