Общеизвестно уважительное отношение людей еврейского происхождения ко всем без исключения памятникам материальной культуры своего народа. Евреи - самые осведомленные и платежеспособные ценители, покупатели таких материалов (следует признать, что именно они преобладают среди профессионалов антикварного рынка). На Западе регулярны и всегда привлекают внимание соответствующие специализированные аукционы.
У нас же в части иудаики пока наиболее распространено лишь тематическое собирательство художественных открыток. Увлечение ни в коей мере не стихающее, несмотря на заметно дорожающее предложение (за некоторые экземпляры уже платят более 100 у.е.). Недавно такая филокартическая экспозиция в Москве собрала немало заинтересованных посетителей. Тем не менее складывается впечатление некой стартовой ситуации перед будущим рывком в развитии спроса и на другие предметы...
К перспективным относится еще не изученное следующее "белое пятно", предоставляющее энтузиастам шансы проявить себя первооткрывателем, исследователем пока существенно недооцененных исторических материалов отечественного происхождения.
О чем речь?
Профессионалам и коллекционерам-любителям недостаточно знаком термин "меморифилия". Однако именно в "Независимой газете" (см. приложение "КНГ" #К1 (40) от 02.02.2000 и "КНГ" #К3 (42) от 05.04.2000) опубликована первая из наиболее информативных работ в этом направлении: "Москва в памятниках меморифилии эпохи Брежнева. Материалы к каталогу пригласительных билетов и пропусков на мероприятия МГК КПСС в период 1971-1973 годов".
Меморифилия охватывает широкий спектр вопросов собирательства, изучения печатных (и даже изготовленных полностью вручную) специфичных памятников, какими являются определенные разрешительно-ограничительные документы "карманного" формата. То есть все бумажно-картонные реликвии материальной культуры времен строительства социализма и коммунизма.
Какие же это документы? Имеются в виду разнообразнейшие пригласительные билеты, приглашения и аналогичные материалы, а также разовые и краткосрочные (действительные лишь несколько часов или суток) пропуска на конкретные мероприятия тогдашних государственных, ведомственных, общественных организаций.
Такие (с нечастыми исключениями) "бумаги" в Советском Союзе категорически не являлись общедоступными и практически никогда не подлежали получению за деньги. Они свидетельствовали о персональной принадлежности человека к заведомо ограниченному кругу лиц, имеющих право присутствовать, принимать участие... И поэтому часто выполнены со специальной многоуровневой защитой от подделок.
Среди обозначений интересующих нас материалов возможны как эквиваленты и синонимы, такие, как "гостевой билет", "корреспондентский билет" и даже просто "билет" (только если явно служебный). К объектам меморифилии относим и мандаты делегатов разнообразных конференций и съездов.
Многие документы не содержат ни одного из приведенных выше ключевых слов - "билет", "приглашение", "пригласительный билет". Однако при наличии в тексте любого из таких оборотов, как "приглашаем Вас", "имеем честь пригласить Вас", "Вы приглашены" и тождественных по смыслу выражений, мы рассматриваем такие примеры, как полноценные памятники меморифилии.
Пригласительные билеты, приглашения и пропуска как "наследство" времен СССР и РФ сохранились во множестве. Создание таких материалов не прекращается, они появляются каждодневно.
Иудаика в меморифилии
Какое же место в общей массе памятников отечественной меморифилии занимают материалы, относимые нами к иудаике? В чем критерии принадлежности?
Изучению подлежат все документы с информацией на русском языке о принадлежности, участии в мероприятиях (для которых и создавались рассматриваемые экспонаты) любых из советских, российских, израильских или международных общественных, политических, культурных, этнографических, конфессиональных объединений и организаций представителей еврейского народа. Среди привлекающих наибольшее внимание - пригласительные билеты посольства и Израильского культурного центра в Москве, Российского еврейского конгресса, Распределительного комитета Джойнт, Московского еврейского общинного центра, Московского еврейского общественно-культурного центра, Института изучения иудаизма в СНГ, агентства Сохнут, Центра Симона Визенталя.
Отдельно важным разделом выделяем синагоги. Помимо старейшей в столице - Московской хоральной синагоги (через несколько лет празднующей 100-летний юбилей) остальные центры духовной жизни общины, как существующие (Синагога горских евреев, синагоги в Марьиной Роще и на Большой Бронной...), так и неизбежно возникающие новые, конечно же, желательно исчерпывающе представить в ранее созданных и подготавливаемых ныне для их мероприятий памятниках меморифилии.
Помимо отмеченных выше и бесспорно широко известных структур и объединений необходимо учитывать появляющиеся в наши дни: детские сады, школы и иные учебные заведения, клубы.
Рассматриваемые памятники материальной культуры - значимые свидетельства прошлого конкретных людей, общины, общества, города и страны в целом. Особенно важны материалы, относящиеся к уже завершенным историческим отрезкам существования...
Однако следует учитывать некоторые особенности.
Документы прошлых лет
По ряду причин они сохранились в недостаточных количествах и не все из документов 1920-1930-х гг. Мало кто в наши дни видел их подлинники. А ведь когда-то в Москве, к примеру, для мероприятий Центрального еврейского рабочего клуба "КОММУНИСТ", а также - государственного еврейского театра (ГОСЕТ) печатались интересующие нас приглашения (билеты) и даже на нескольких языках.
Такая же ситуация и с материалами периода Великой Отечественной войны. Деятельность Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) во главе с народным артистом СССР профессором Соломоном Михоэлсом освещена в тысячах публикаций. Однако международно значимая тема "ЕАК в памятниках меморифилии" все ждет своих исследователей...
Для ознакомления с одной из таких реликвий воспроизводим внешний вид приглашения ЕАК на митинг представителей еврейского народа от 2 апреля 1944 г. в Колонном зале Дома союзов.
Наибольшее число находок ожидает исследователей и коллекционеров среди материалов времен перестройки и более поздних. Но, как ни удивительно, до 2000 г. изучением таких памятников практически не занимались. Похоже, мало кто осознавал внешнюю и глубинную значимость нередко выбрасываемых документов. Именно поэтому с трудностями отыскиваема часть "бумаг", в первую очередь мандаты, приглашения, билеты учредительных мероприятий конца восьмидесятых - начала девяностых годов.
Этим тема, разумеется, не исчерпывается. Продолжение - в следующих номерах "НГ".